«Всесословный маскарад». Как отмечали новогодние праздники в старом Петербурге
Новогодние и рождественские праздники в старом Петербурге были по-настоящему всеобщими, и отмечали их представители всех сословий — только, конечно, каждое по-своему. Великосветское общество — балами и маскарадами, горожане попроще — народными гуляньями с качелями и каруселями, катанием с ледяных гор…
ФОТО Pixabay
Долгое время петербургской традицией был «всесословный маскарад» в Зимнем дворце 1 января, на который могли попасть купцы и даже представители крестьянского сословия. При дворе такие празднества снисходительно именовали «балами с мужиками».
Мемуарист Владимир Соллогуб, описывая эпоху Александра I, вспоминал: «К определенному часу весь дворец освещался, все двери отпирались. Милости просим кому угодно! Первого вошедшего гостя и последнего вышедшего записывали на память. Другого церемониала не было. Посетителей всех видов и сословий собиралось более 30 тысяч. О полиции и помина не было. Праздник был вообще трогательный, торжественный, семейный, полный глубокого смысла».
Последний «бал с мужиками» состоялся на новый, 1848-й, год. Затем времена изменились: череда европейских революций насторожила власть, и от греха подальше простую публику в царский дворец пускать перестали...
Заметим, что в старом Петербурге праздновали сначала православное Рождество — в ночь с 24 на 25 декабря (по старому календарю), а уже затем Новый год, который завершал, а не открывал череду торжеств, как нынче. В остальном все было почти так же, как и сейчас: предпраздничная кутерьма в магазинах, базары, ярмарки и распродажи, манящие огни ресторанов и увеселительных заведений.
Уже в начале декабря реклама начинала приобретать особый характер. Магазины наперебой предлагали всевозможные «практичные подарки» — от дамских шляп, фотопринадлежностей, бриллиантовых, золотых и серебряных украшений до самых разных сортов шампанского.
Как писали газеты, в эти дни «весь залежавшийся товар, не имеющий сбыта в другое время, разбирается более чем бойко и за настоящую стоимость». В ломбардах распродавали просроченные вещи. Особенно близость праздников чувствовалась в почтовых учреждениях, где выстраивались громадные очереди для отправки почтовых переводов и приема посылок.
Предпраздничные закупки провизии считались делом исключительно ответственным. «Кухарок уже не видно. Явились исключительно хозяева или хозяйки», — говорилось в «Петербургской газете».
Устроители танцевальных и костюмированных вечеров арендовали на праздники большинство столичных кухмистерских. Широкого размаха достигала рождественская благотворительность. Проводились праздники в пользу малоимущих жителей столицы, в которых принимали участие представители высшего общества. Популярны были и детские елки.
Традиционным местом большой рождественской ярмарки, посещавшейся представителями высших слоев общества, вплоть до императорского двора, был Таврический дворец. Ежегодный праздничный базар устраивало Общество для пособия учащимся в начальных городских училищах в залах Городской думы.
Для публики попроще развлечения устраивало городское попечительство о народной трезвости — на Петровском острове и на Семеновском плацу. На Петровском строили ледяной дворец, проходили скачки на крестьянских лошадях, а на открытой сцене давали представления клоуны.
Еще одной петербургской традицией было ежегодное проведение бала-маскарада в зале Дворянского собрания. Во второй половине XIX столетия большую популярность приобрели публичные балы в пользу нуждающихся...
Столичные газеты в начале ХХ века практически под каждый Новый год печатали «анкеты», в которых известные горожане выступали с праздничными тостами. Все были едины: «Здоровья, счастья, мира! Успокоения исстрадавшейся матери-родине!». Политические деятели добавляли свои пожелания: «Прогресса! Реформ! Законов!».
«Богатство — вот основа благополучия каждого города, и я от души желаю родному городу разбогатеть, чтобы по мере возможности было улучшено его благо- устройство», — заявил городской голова Петербурга граф Иван Иванович Толстой, поднимая тост в канун 1914 года...
Эпохи исторических катаклизмов внесли свои коррективы в атрибуты праздника. Когда началась Первая мировая война, Святейший синод попытался запретить елку за ее якобы «германское происхождение». Из этой затеи ничего не вышло, даже солдаты на позициях ставили на Рождество маленькие елочки.
После революции с елкой начали бороться как с «буржуазным предрассудком», хотя даже вождь мировой революции не чурался этого праздника, о чем можно прочитать в знаменитом когда-то детском рассказе о елке в Сокольниках...
Первые десять лет после революции в нашей стране действовал календарь, где в числе праздничных, выходных дней были и новые государственные, и прежние церковные праздники. Нерабочими днями были и день пролетарской революции, и Рождество.
Осенью 1929 года Совнарком распорядился: «в день нового года и дни всех религиозных праздников (бывших особых дней отдыха)» работа должна производиться на общих основаниях. И только в декабре 1947 года Президиум Верховного Совета СССР постановил: «день 1 января — новогодний праздник — считать нерабочим днем».
Как известно, елку как главный атрибут торжества власти вернули в 1935 году. Только на ее маковке красовалась теперь не рождественская вифлеемская звезда, как прежде, а кремлевская. И новые елочные украшения отличались от тех, что были прежде. Среди них были приметы нового времени — дирижабли и фигурки пионеров...
Вообще елочные украшения становились своего рода маркером перемен в стране. Стоило только Никите Хрущеву объявить курс на внедрение кукурузы, как стали пользоваться популярностью новогодние игрушки в виде кукурузных початков. Началось освоение космоса — на елках появились спутники и ракеты.
Традиция празднования Нового года в том виде, как мы ее знаем сейчас, сложилась в целом примерно полвека назад. Именно тогда возникла целая индустрия праздничных подарков: игрушки, красочные коробки для конфет, открытки, календари, сувенирные бутылки для вин... И, конечно, салат оливье и торт «Наполеон» — непременные новогодние атрибуты многих ленинградских семей. Они остаются таковыми и сегодня.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 246 (7083) от 30.12.2021 под заголовком «Бал с мужиками и без».
Комментарии