Врач с «Авроры». Владимир Кравченко предчувствовал Цусимскую трагедию

Крейсеру «Аврора» повезло. Он уцелел в огне Цусимского сражения, в событиях Первой мировой и Великой Отечественной войн, не был сдан на переплавку и сохранился как памятник отечественной истории и отечественного кораблестроения. И еще ему везло на авторов дневников и мемуаров. Так, события 1904 – 1905 годов — поход на Дальний Восток и Цусимское сражение — запечатлели сразу трое: командир корабля капитан 1‑го ранга Е. Р. Егорьев (погибший в Цусиме, но оставивший интересный дневник), старший минный офицер Г. К. Старк, а также старший судовой врач Владимир Семенович Кравченко. О нем и пойдет дальше речь.

Врач с «Авроры». Владимир Кравченко предчувствовал Цусимскую трагедию | Будучи медиком, Владимир Кравченко спас огромное число жизней, однако остался в памяти прежде всего как автор мемуаров, посвященных Русско-японской войне./РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА

Будучи медиком, Владимир Кравченко спас огромное число жизней, однако остался в памяти прежде всего как автор мемуаров, посвященных Русско-японской войне./РЕПРОДУКЦИЯ, ФОТО АВТОРА

Родился он 21 июня (3 июля) 1873 года в Херсонской губернии, в семье статского советника, инспектора гимназии. Учился в классической гимназии в Таганроге, затем поступил в Императорскую военно-медицинскую академию, которую окончил с отличием, получив степень лекаря. Службу начал в 1897 году в 101‑м пехотном Пермском полку в Гродно, но уже через месяц был переведен на службу в морское ведомство, назначен в 17‑й флотский экипаж и прикомандирован к Николаевскому морскому госпиталю в Кронштадте для ординаторских обязанностей.

Владимир Кравченко совершил два морских похода — в 1898 году на крейсере «Князь Пожарский», а в 1899‑м — на пароходе «Днепр», зимой 1899 – 1900 годов состоял в промерной партии, исследовавшей со льда Транзундский рейд.

Первый опыт оказания помощи раненым Кравченко, назначенный в эскадру Тихого океана, приобрел в 1900 году во время подавления вспыхнувшего в Китае Боксерского восстания. Добросовестно ведя дневник, он на его основе описал свои впечатления в небольшой книге «На Дальнем Востоке во время военных событий 1900 – 1901 года (Из дневника морского врача)», увидевшей свет в Петербурге в 1906 году.

В 1902 – 1903 годах при Императорской военно-медицинской академии Кравченко подготовил диссертацию на степень доктора медицины, которую и защитил в начале 1904 года, в первые месяцы Русско-японской ­войны. 5 мая того же года он был назначен судовым врачом на крейсер 2-го ранга «Изумруд», который достраивали на Невском судостроительном и механическом заводе. Завершить работы к моменту выхода в поход отправленной на театр военных действий 2‑й эскадры флота Тихого океана не удалось. Крейсер попал в состав «догоняющего отряда», который присоединился к эскадре вице-адмирала З. П. Рожественского лишь на Мадагаскаре.

«Вовсе не нужно быть пессимистом, чтобы ясно видеть, что, кроме стыда и позора, нас ничего не ожидает», — отмечал в своем дневнике Владимир Кравченко. Такой вывод он сделал на основании того, что самолично видел, как торопливо достраивали суда второй эскадры.

Дневник он вел на протяжении всего похода. День за днем записывал впечатления и переживания. Фиксировал превращение нового крейсера в приспособленный для жизни и службы корабль, и все это — с юмором, иронией, прекрасным русским языком.

Во время стоянки на Мадагаскаре 7 февраля 1905 года Кравченко был переведен старшим судовым врачом на крейсер 1‑го ранга «Аврора». Первое, на что он обратил внимание, вступив на борт корабля: помещение, изначально предназначенное под лазарет, было полностью заполнено запасами угля и продовольствия. Поэтому первой задачей было организовать лазарет и перевязочные пункты.

Накануне Цусимского сражения Кравченко отмечал в своем дневнике: «Понравилось настроение авроровцев: радостное, спокойное…». В ходе сражения, состоявшегося 14 мая 1905 года, «Аврора» в числе других крейсеров прикрывала транспорты.

«Лихо, отважно вел себя наш головной корабль «Олег»: он не прятался за броненосцы, не избегал стрельбы, а сам первым торопился начать ее, — отмечал Кравченко в своем дневнике. — От окончательного расстрела «Олега» и «Аврору» спасла быстрота и частая смена ходов: мы сбивали этим неприятеля, не давали ему точно пристреляться. За весь бой верная «Аврора» ни на одну пядь не отстала от своего флагмана. Один раз, когда «Олег» почему‑то вдруг сразу застопорил свои машины, «Аврора» вышла вперед в сторону неприятеля и грудью прикрыла «Олега»…».

Во время жестокого боя с японскими крейсерами погиб командир «Авроры» капитан 1‑го ранга Е. Р. Егорьев, лазарет заполнялся ранеными. «Палуба была залита кровью, в воздухе носился едкий удушливый запах пороховых газов и гари…» — вспоминал Кравченко. В бою погибли 10 человек, 84 получили ранения, пятеро из них позже скончалось.

Действия команды были слаженными, четкими, отработанными, без тени паники. Отдельного внимания заслуживает факт использования на корабле рентгеновского аппарата. Все раненые, отправленные в береговой госпиталь, имели на руках рентгеновские снимки, что облегчило работу врачей.

Три русских крейсера — «Олег», «Аврора» и «Жемчуг», вырвавшись из пламени Цусимы, ушли в порт Манилы, где были интернированы до окончания Русско-японской войны. Лишь в феврале 1906 года «Аврора» вернулась на Балтику. В июле того же года Кравченко написал воспоминания «На перевязочном пункте крейсера «Аврора».

Дальнейшая судьба Владимира Кравченко также была связана с медициной. В годы Первой мировой он являлся консультантом по хирургии временного Петроградского морского госпиталя. После Гражданской войны трудился врачом 1‑го участка Октябрьской железной дороги. Скончался Владимир Семенович 11 авгус­та 1927 года, был похоронен на Новодевичьем кладбище.


#врач #дневник #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7487) от 25.08.2023 под заголовком «Врач с «Авроры»».


Комментарии