Возвращение «Дон Жуана». Братья Адельгейм выступали на сцене более сорока лет
Сорок три года длился цензурный запрет на показ драматической поэмы Алексея Константиновича Толстого «Дон Жуан», впервые опубликованной в апреле 1862 года. Причина: авторская интерпретация образа главного героя вызвала недовольство Святейшего Синода.
ФОТО Kyle Head on Unsplash
Что же не устраивало церковные власти? В изображении Алексея Толстого Дон Жуан меньше всего походил на беззаботного повесу, коварного обольстителя женщин. У него он представал поэтом и философом любви, для которого это было не просто чувство, влекущее его к женщине, а основа мироздания. Сатана готовит для героя страшное искушение, заставляя его искать на грешной земле небесный идеал красоты и совершенства. Именно это приводит героя не только к утрате веры, но и к восстанию против всех нравственных устоев бытия.
Через три месяца после публикации пьесы в журнале «Русский вестник» Алексей Толстой напечатал там же «Письмо к издателю», послужившее вызовом общественному мнению. Формулировки Толстого очень четки и недвусмысленны: «Когда любовь есть ложь, то все понятия и чувства, которые она в себе вмещает: честь, совесть, состраданье, дружба, верность, религия, законов уваженье, привязанность к отечеству, — все ложь!»…
Впервые, хотя и с купюрами, пьесу показали в Петербурге только в феврале 1905 года. Произошло это в театре Веры Александровны Линской-Неметти, расположенном в доме на углу Большой Зелениной улицы (№ 14) и тогдашнего Геслеровского переулка, ныне Чкаловского проспекта (№ 18).
Поставили «Дон Жуана» российские драматические актеры братья Рафаил и Роберт Адельгеймы. Они родились в Первопрестольной в семье врача. Рафаил стал выпускником Московской консерватории по классу рояля, Роберт обучался пению в Италии, после чего окончил Московское императорское техническое училище, став инженером-технологом. Театральное образование братья Адельгейм получили в Австрии, где в 1888 году занимались на отделении драматического искусства Венской консерватории.
Первое время после получения образования они порознь служили в различных театрах Австрии, Германии и Швейцарии, но затем вернулись в Россию, где вскоре стали работать вместе. Выступали как на столичных сценах, так и на провинциальных, исколесив таким образом чуть ли не всю Россию…
Братья Адельгейм в спектакле «Дон Жуан»: Роберт в роли
Дон Жуана (справа), Рафаил — его слуги Лепорелло./ИЗ КОЛЛЕКЦИИ АВТОРА
Газета «Петербургский дневник театрала» отмечала: «Первые представления чудесной драматической поэмы графа А. К. Толстого состоялись в скромном театре на Петербургской стороне, где‑то в конце неведомой улицы. Странность необъяснимая. Неужели не могла проявиться ничья инициатива, кроме инициативы гг. Адельгейм? Во всяком случае мы должны принести им благодарность, хотя и в отдаленном театре не играют, а читают «Дон Жуана».
Для постановки «Дон Жуана» братья привлекли режиссера Михаила Мартова и композитора Эдуарда Направника.
…После музыкального вступления поднимался занавес. На сцене — весенний вечер, догорают последние лучи солнца. Добрые духи, одетые в белые балахоны, поют вечерний гимн. Затем наступает ночь, воцаряется тишина. «С обстановочной точки зрения пролог поставлен великолепно. Световые эффекты и группы красивы», — писал рецензент в газете «Биржевые ведомости».
Конечно, в условиях революции 1905 года вольнолюбивый Дон Жуан, противопоставляющий себя общественным установкам, особенно импонировал зрительному залу. В спектакле его блестяще сыграл Роберт Адельгейм. В его изображении он был красив, несколько картинен, но в хорошем понимании этого слова театрален. Его слуга и наперсник Лепорелло, роль которого исполнил Рафаил Адельгейм, отличался не столько умом, сколько хитростью.
Спектаклем «Дон Жуан» братья Адельгейм отмечали в Петербурге десятилетие своего служения сцене. После премьеры им поднесли лавровые венки, а постановка вошла в гастрольный репертуар Адельгеймов на последующие годы.
И даже через несколько лет в самом тогда авторитетном театральном журнале «Театр и искусство» спектакль снова похвалили, при этом было сказано: «Театр был битком набит. Цветы, цветы и цветы». Речь шла о постановке в театре «Пассаж» в апреле 1909 года.
Побывав на спектакле «Дон Жуан», увидев полный зал, услышав горячие аплодисменты, рецензент, по собственным словам, задумался: чем можно объяснить такой успех, тем более что многое в искусстве братьев выглядело старомодным? И он пришел, кажется, к правильному выводу: «Их сила в театральности в самом простом смысле этого слова. Их репертуар драматичен — трагедия входит в него рядом с мелодрамой, а публика хочет видеть на сцене драму. И в этом есть своя грубая справедливость».
Братья Адельгейм играли на сцене более сорока лет, в первую очередь — в классических трагедиях. После Октябрьской революции они, сохранив свой репертуар, выступали в рабочих клубах и на фабриках. В 1918 году они работали в Первой прифронтовой труппе, обслуживавшей войска Красной армии. В 1931 году в Москве торжественно отмечали 70‑летие со дня рождения обоих братьев; оба они были удостоены звания народных артистов РСФСР.
Читайте также:
Булавка от императрицы. История семьи знаменитого фотографа Сергея Михайловича Прокудина-Горского
Настоящий Башмачкин: повесть «Шинель» Николая Гоголя стала реальностью
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (7778) от 25.10.2024 под заголовком «Возвращение «Дон Жуана»».
Комментарии