Водолазы XVIII века. Как Леблон «Нарву» поднимал

Жан-Батист Александр Леблон известен как один из первых архитекторов Северной столицы. В 1717 году он прибыл сюда по приглашению Петра I, однако прожил на берегах Невы немногим более двух лет, скончавшись в 1719-м. Но даже за такой короткий срок француз оставил яркий след в петровской архитектуре: руководил планировкой и застройкой столицы, работал над композициями парков Петергофа, Стрельны и Летнего сада.

Водолазы XVIII века. Как Леблон «Нарву» поднимал | Костюм для погружения Пьера Реми де Бова. Рисунок 1715 года сохранился в Национальном архиве Франции. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Костюм для погружения Пьера Реми де Бова. Рисунок 1715 года сохранился в Национальном архиве Франции. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Однако он проявил себя не только как зодчий. Малоизвестный эпизод петербургского периода его жизни – подъем в Финском заливе затонувшего корабля «Нарва», самого молодого в Российском флоте. Увы, он прослужил только одну военную кампанию: в ночь с 26 на 27 июня 1715 года в него, когда он стоял на рейде Кронштадта, попала молния.

«Сего числа в час пополуночи был гром, – докладывал Петру I адмирал Корнелиус Крюйс, – и волею Божию ударило в корабль Нарву и оный подорвало, и спаслось людей 18 или 19 человек, и потонул [он] совсем, только виден [торчащий кусок] от сломанной бизань-мачты [высотой] с сажень и немного верхняго каюта». Погибли более 400 человек.

Царь спешил с подъемом «Нарвы»: он опасался, что остов корабля занесет песком, образуется мель и фарватер станет непроходимым. Для этой операции Петр предложил задействовать последнюю разработку водолазного колокола. Согласно письму Петра I, адресованному князю Якову Долгорукову, «машину Водолазную» купили в Британии в 1713 году.

Речь шла об изобретении королевского астронома Эдмунда Галлея (нашим современникам он известен по имени кометы). В 1691 году он испытал в Темзе свое детище – водолазный колокол с дополнительной подачей воздуха. Однако когда его доставили в Петербург, в России не нашлось специалиста, который взялся бы руководить непростой подводной операцией.

По этому поводу царь писал в октябре 1716 года князю Борису Куракину из Копенгагена: «Машину, в которой лазят в воду для вынимания утопленных кораблей, мы имеем, а мастера нет, того ради отпиши в Англию, чтоб такого достали».

Впрочем, вскоре затея с колоколом была оставлена: на стол царя лег совсем необычный проект, подписанный недавно нанятым архитектором Леблоном. Для подъема корабля, лежащего на 17-метровой глубине, тот предложил вбить в лед по два ряда свай с обеих сторон затонувшего судна. На высоте около трех метров на них опирались две платформы по бокам корабля.

Далее предстояло оцепить веревками днище затопленной «Нарвы», для чего Леблон предложил использовать водолазов – тогда их труд был в Европе в новинку. В своем прошении на имя царя архитектор разъяснял действие специального прибора, который должен снабдить нагнетаемым воздухом «верхнее платье» водолаза.

Нет сомнений в том, что архитектор использовал для подъема «Нарвы» костюм для погружения Пьера Реми де Бова. Это изобретение было впервые продемонстрировано во французском Бресте в 1715 году – ровно за год до отъезда архитектора в Россию.

Судя по изображению, хранящемуся в Национальном архиве Франции, костюм водолаза состоял из металлического шлема и водонепроницаемого кожаного корсета. Шлем соединялся с поверхностью двумя шлангами: через один поступал воздух для дыхания – он подавался с помощью мехов; другой служил для отвода выдыхаемого воздуха. Единственный сохранившийся до нашего времени скафандр подобного типа экспонируется в музее соратника Ж.-И. Кусто Фредерика Дюма во Франции.

Все указывает на то, что Петр I одобрил предложение Леблона. Однако подъем остова корабля мог начаться только после доставки водолазного снаряжения из Франции. Документы сообщают, что 14 июля 1718 года Адмиралтейство выплатило трем водолазам 955 рублей за работу, проведенную на месте гибели «Нарвы».

Очевидно, подводные изыскания проходили в сложных условиях, поэтому их не удалось завершить в первый сезон. Надо полагать, насыщенные военные кампании, а затем заключение Ништадтского мира на какое-то время отвлекли Петра от работ в Финском заливе. Как сообщает британский морской офицер Дж. Ден, нижнюю часть «Нарвы» подняли «с большими, но необходимыми издержками» только в 1723 году. Это был второй, окончательный, этап освобождения фарватера от остова корабля. Он проходил уже без участия Леблона, но, скорее всего, по его проекту.

P. S. Отметим, что Леблон мало того что впервые в России применил европейское новшество, но и сделал это больше чем за сто лет до ввода в эксплуатацию Морским министерством схожего по конструкции снаряжения – изобретения механика Гаузена 1830 года.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #зодчество #водолазы #флот

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (7049) от 12.11.2021 под заголовком «Как Леблон «Нарву» поднимал».


Комментарии