Время первых яхт. История создания Невского флота

Многие современники Петра Великого отмечали, что одним из любимых его удовольствий в новой столице было катание на яхте по Неве. Петр не был бы Великим, если бы не поставил это свое удовольствие на службу Отечеству.

Время первых яхт. История создания Невского флота | Современный петербургский художник Андрей Тронь изобразил яхту Петра Великого «Декроне» у форта «Кроншлот». На ней поднят флаг невского флота.

Современный петербургский художник Андрей Тронь изобразил яхту Петра Великого «Декроне» у форта «Кроншлот». На ней поднят флаг невского флота.

Желая приобщить своих сограждан к этому прекрасному занятию, а заодно и приучить их к морскому делу, Петр издал 12 (23) апреля 1718 года, то есть триста лет назад, указ о создании Невского флота.

В соответствии с указом, Петр «безденежно» раздал своим приближенным 141 судно, в том числе яхты, буеры (плоскодонное суденышко) и верейки (ту, что принадлежала Петру, можно увидеть в музее на Петровской набережной). Кому-то лишь одну единицу, кому-то - аж четыре. И, кроме того, свои суда обрели Правительствующий сенат, Святейший Синод и Александро-Невский монастырь. Корабли эти были построены на Партикулярной верфи, располагавшейся на Фонтанке напротив Летнего сада.

Отныне лица, получившие суда, называвшиеся потомственными, были обязаны в определенные дни собираться у Троицкой площади для экзерциций. Оповещали их об этом пушечным выстрелом и поднятием флагов в шести местах на набережных Невы.

Адмиралом невского флота Петр назначил стольника (так именовался человек при дворе, занимавшийся обслуживанием царской трапезы) Ивана Потемкина, который не только руководил, но и вел учет посещаемости: отсутствующим грозил штраф. Подобные принудительные меры были характерны для мероприятий, проводимых Петром I, будь то ассамблея или маскарад.

Экзерциции невского флота с самого начала стали мероприятием исключительным. Многие его участники брали на борт музыкантов; разумеется, не обходилось и без пушечной пальбы. Флотилия, украшенная флагами, под этот аккомпанемент проходила по Неве чаще всего в Екатерингоф, но иногда и к острову Котлин.

Ни одно существенное событие в столице не проходило без участия невского флота, например, закладка крепости Кронштадт или перенос мощей Александра Невского. Мемуарист Питер Генри Брюс, родственник знаменитых братьев Романа и Якова Брюсов, сподвижников Петра, отмечал, что итогом плаваний невского флота было то, что многие молодые люди научились обращаться с парусами. Именно этого и добивался Петр, понимая настоятельную необходимость развития морской торговли.

Несмотря на то что эта организация была добровольно-принудительной и у нее не было отдельного места базирования, невский флот фактически был первым в России и мире яхт-клубом (это отмечал историк А. П. Соколов еще в 1849 году). Помимо обучения морским премудростям он объединял сподвижников Петра, в числе коих были Корнелий Крюйс, Федор Апраксин, Иван Головин, Яков Долгоруков, общим красивым, хотя и непростым делом. Их отношения между собой были далеко не всегда безоблачными, и участие в совместном плавании помогало разогнать эти тучи.

После смерти царя-реформатора Екатерина I первое время продолжила это начинание, но затем оно оказалось забыто: Невский флот прекратил свое существование. Его «реинкарнация» произошла спустя более чем столетие, в 1846 году, когда стараниями князя А. Я. Лобанова-Ростовского, чей предок князь Я. И. Лобанов был членом Невского флота, начал свою деятельность Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб. К концу XIX века в Петербурге было около двадцати яхт-клубов. Полюбоваться красавицами-яхтами на акватории Невы и на Финском заливе можно и сегодня. А это означает, что традиции, заложенные Петром Великим, живы и поныне.

Материал был опубликован в газете под № 076 (6185) от 27.04.2018 под заголовком «Яхтсмены поневоле».

#история #флот #яхт-клуб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6185) от 27.04.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину
26 Декабря 2018

На полшага впереди. История «железнодорожного» подарка Сталину

Огромное цветное панно «Поезд в пути», размером четыре на шесть метров, было преподнесено от работниц-активисток женсовета железнодорожного депо станции Шепетовка.

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи
21 Декабря 2018

Путиловский «мрамор». Строительное прошлое столицы империи

Например, пудостский травертин использовался при строительстве Петропавловской крепости, царских дворцов в Петербурге и загородных резиденций.

Прогулки по городу. Терем с павлином
14 Декабря 2018

Прогулки по городу. Терем с павлином

На Большой Пороховской улице, 18 расположился каменный особняк в модном для XX века стиле северного модерна. Рассмотрим его поближе.

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики
14 Декабря 2018

Неизвестная история Петербурга: городские фальшивомонетчики

Фальшивые монеты различного достоинства всплывали тут и там, а вскоре в полицию стали поступать заявления «о довольно странных находках».

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде
07 Декабря 2018

Пуля для мастера. Откуда взялась «Быковщина» в Ленинграде

Инцидент, который произошел 4 ноября 1928 года на фабрике «Скороход», имел самые серьезные последствия.

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца
05 Декабря 2018

Рождение «Катюш». Партизанские рейды времен войны глазами очевидца

Ветерану-фронтовику, полковнику в отставке Александру Смирнову исполнилось 100 лет. Мы узнали о том, что ему довелось иметь дело с сверхсекретными реактивными минометами. Их еще даже не называли «катю...

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской
30 Ноября 2018

Прогулки по городу. Вилла на Большой Дворянской

На улице Куйбышева, 25 расположена детская поликлиника, бывшая раньше особняком дворянской семьи. Рассмотрим историю здания.

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время
08 Ноября 2018

Свои и чужие. Неизвестные факты оккупации Ленобласти в военное время

Историки продолжают изучать не самую известную страницу Великой Отечественной войны.

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей
24 Сентября 2018

Девичий гарнизон на антенном поле. Волонтеры в Купчине создали народный музей

Дот на улице Димитрова благодаря энтузиастам стал музеем, в котором можно все потрогать и покрутить.

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов
24 Августа 2018

В покушении на Ленина до сих пор остается много вопросов

Одна из ниточек того события тянется на Ижорский завод.

«Беда, что ты Видок Фиглярин»
19 Июля 2017

«Беда, что ты Видок Фиглярин»

Острая пушкинская эпиграмма определила отношение к тому, кого считали лучшим журналистом своего времени

Вернуться в свой город
22 Июня 2017

Вернуться в свой город

Уже не одно десятилетие мы получаем от наших читателей воспоминания о войне и блокаде. Сначала нам писали фронтовики. Потом к ним присоединились дети войны. А сегодня на этой странице они присутствуют...