Время первых яхт. История создания Невского флота

Многие современники Петра Великого отмечали, что одним из любимых его удовольствий в новой столице было катание на яхте по Неве. Петр не был бы Великим, если бы не поставил это свое удовольствие на службу Отечеству.

Время первых яхт. История создания Невского флота | Современный петербургский художник Андрей Тронь изобразил яхту Петра Великого «Декроне» у форта «Кроншлот». На ней поднят флаг невского флота.

Современный петербургский художник Андрей Тронь изобразил яхту Петра Великого «Декроне» у форта «Кроншлот». На ней поднят флаг невского флота.

Желая приобщить своих сограждан к этому прекрасному занятию, а заодно и приучить их к морскому делу, Петр издал 12 (23) апреля 1718 года, то есть триста лет назад, указ о создании Невского флота.

В соответствии с указом, Петр «безденежно» раздал своим приближенным 141 судно, в том числе яхты, буеры (плоскодонное суденышко) и верейки (ту, что принадлежала Петру, можно увидеть в музее на Петровской набережной). Кому-то лишь одну единицу, кому-то - аж четыре. И, кроме того, свои суда обрели Правительствующий сенат, Святейший Синод и Александро-Невский монастырь. Корабли эти были построены на Партикулярной верфи, располагавшейся на Фонтанке напротив Летнего сада.

Отныне лица, получившие суда, называвшиеся потомственными, были обязаны в определенные дни собираться у Троицкой площади для экзерциций. Оповещали их об этом пушечным выстрелом и поднятием флагов в шести местах на набережных Невы.

Адмиралом невского флота Петр назначил стольника (так именовался человек при дворе, занимавшийся обслуживанием царской трапезы) Ивана Потемкина, который не только руководил, но и вел учет посещаемости: отсутствующим грозил штраф. Подобные принудительные меры были характерны для мероприятий, проводимых Петром I, будь то ассамблея или маскарад.

Экзерциции невского флота с самого начала стали мероприятием исключительным. Многие его участники брали на борт музыкантов; разумеется, не обходилось и без пушечной пальбы. Флотилия, украшенная флагами, под этот аккомпанемент проходила по Неве чаще всего в Екатерингоф, но иногда и к острову Котлин.

Ни одно существенное событие в столице не проходило без участия невского флота, например, закладка крепости Кронштадт или перенос мощей Александра Невского. Мемуарист Питер Генри Брюс, родственник знаменитых братьев Романа и Якова Брюсов, сподвижников Петра, отмечал, что итогом плаваний невского флота было то, что многие молодые люди научились обращаться с парусами. Именно этого и добивался Петр, понимая настоятельную необходимость развития морской торговли.

Несмотря на то что эта организация была добровольно-принудительной и у нее не было отдельного места базирования, невский флот фактически был первым в России и мире яхт-клубом (это отмечал историк А. П. Соколов еще в 1849 году). Помимо обучения морским премудростям он объединял сподвижников Петра, в числе коих были Корнелий Крюйс, Федор Апраксин, Иван Головин, Яков Долгоруков, общим красивым, хотя и непростым делом. Их отношения между собой были далеко не всегда безоблачными, и участие в совместном плавании помогало разогнать эти тучи.

После смерти царя-реформатора Екатерина I первое время продолжила это начинание, но затем оно оказалось забыто: Невский флот прекратил свое существование. Его «реинкарнация» произошла спустя более чем столетие, в 1846 году, когда стараниями князя А. Я. Лобанова-Ростовского, чей предок князь Я. И. Лобанов был членом Невского флота, начал свою деятельность Санкт-Петербургский императорский яхт-клуб. К концу XIX века в Петербурге было около двадцати яхт-клубов. Полюбоваться красавицами-яхтами на акватории Невы и на Финском заливе можно и сегодня. А это означает, что традиции, заложенные Петром Великим, живы и поныне.

Материал был опубликован в газете под № 076 (6185) от 27.04.2018 под заголовком «Яхтсмены поневоле».

#история #флот #яхт-клуб

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 076 (6185) от 27.04.2018.


Комментарии