Вместо Ленина — Петр. Как заменили бюст вождя на Московском вокзале
В начале лета 1993 года пассажиры на Московском вокзале каждый день видели одну и ту же картину: в центре Светового зала, у бюста Ленина, стояла небольшая группа людей с самодельными плакатами. Некоторые из них раздавали газеты и собирали подписи… Изменившиеся политические реалии требовали новых символов: к Дню города в большом Световом зале «гипсового» Ильича должен быть заменить бронзовый бюст Петра Великого.
Участники пикета у памятника Ленину на Московском вокзале. Фото 6 мая 1993 г./@ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Ар 180139.
Город уже два года как носил имя не Ленина, а святого Петра, а гостей Северной столицы на вокзале продолжал встречать вождь революции. Приближался 290‑летний юбилей Петербурга, и скульптура основателя города казалась гораздо более уместной.
Бюст Ленина, созданный по модели скульптора Льва Месса, появился в 1967 году, к 50‑летию Октябрьской революции. Именно тогда вокзал претерпел масштабную реконструкцию, в результате которой Световой зал приобрел нынешний облик. С тех пор площадка у монумента стала популярным местом встреч пассажиров.
Инициатором замены революционера на императора выступил скульптор Альберт Чаркин, который уже имел опыт работы над образом Петра Великого. Эта идея была сразу подхвачена городскими властями.
За основу авторы взяли поясной портрет работы Карло Растрелли (бронзовый вариант хранится в Государственном Эрмитаже, чугунный — в Русском музее). Государь изображен облаченным в боевые доспехи с рельефными изображениями аллегорических и батальных сцен, через плечо перекинута орденская лента, а за спиной развевается горностаевая мантия. Черты лица выполнены по прижизненному восковому слепку. Правда, потребовалась доработка скульптуры: оригинал был выполнен для ниши и не предназначался для кругового обозрения. Поэтому торсу Петра придали более «масштабный» вид и «оформили спину», добавив складки мантии. В этом Чаркину помогал скульптор Владимир Оленев.
Совместный проект с архитектором Сергеем Михайловым предполагал не только замену бюста, но и реконструкцию оформления стены Светового зала, служившей фоном для памятника. Там на красном туфе была выбита золоченая надпись, сообщавшая о том, что в 1924 году «волей трудящихся» город получил имя Ленина. Теперь предполагалось установить мозаичное панно с «петровским» содержанием. Но сроки поджимали, надо было успеть к юбилею, к тому же новое панно увеличивало стоимость проекта, поэтому решили ограничиться лаконичной надписью «Санкт-Петербург» и новым городским гербом.
В начале весны 1993‑го памятник отлили на заводе «Монументскульптура», после чего его отправили на «косметическую» обработку. Дело оставалось за малым — снять прежний символ и установить новый.
И вот тут выяснилось, что часть активных горожан, которые не хотели примиряться со сменой политического курса и крушением прежних идеалов, воспринимают эту затею в штыки. У монумента стали собираться участники «Комитета защиты Ленинграда» — в основном люди старшего поколения. Лозунги на картонках, приклеенных скотчем к черному каменному постаменту, гласили: «Защитим памятник Ленину — монумент эпохи социализма!», «Возродим Ленинград!», «Подписывайтесь под заявлением протеста!».
Пикетчики негодовали: мол, власти говорят о нехватке средств на ремонт городских вокзалов, но на разрушение памятников советской эпохи якобы уже изыскали более четырех миллионов рублей. Не успокоила их информация о том, что скульптура Ильича будет сохранена и перенесена в Музей городской скульптуры. Кстати, в музей она в итоге так и не поступила, дальнейшая судьба монумента неизвестна.
В нарастающий конфликт уже были готовы включиться горожане, поддерживавшие принятое Смольным решение, но судьба монумента решилась буквально за одну ночь: утром 1 июля пикетчики, пришедшие в Световой зал, обнаружили, что бюст Ленина и настенная надпись исчезли. Новое изваяние появилось так же, «под покровом темноты», спустя всего три недели. Как отмечали газеты, вопреки ожиданиям «воцарение» Петра прошло спокойно. Правда, без торжественной церемонии.
Прошло почти три десятка лет, и бронзовый Петр на Московском вокзале стал уже одним из привычных атрибутов «главных ворот города». О «наследии» советской эпохи напоминает лишь крупная схема движения поездов дальнего следования, на которой почему‑то сохранились «советские» названия некоторых городов — Свердловск и Горький.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 123 (7206) от 08.07.2022 под заголовком «Вождя сменили под покровом ночи».
Комментарии