Везувии у ног царя. Как у здания Нового Арсенала появился памятник Петру I

Фоторепортер Яков Штейнберг явно нацелил свой объектив не на памятник, а на человека, стоящего перед ним, — скульптора Всеволода Лишева, создателя этого монумента. Именовался он «Петру Великому — державному основателю Арсенала». Торжественное открытие при большом стечении народа состоялось в апреле 1914 года у здания Нового Арсенала на Симбирской улице (ныне улица Комсомола) в день 200‑летнего юбилея завода.

Везувии у ног царя. Как у здания Нового Арсенала появился памятник Петру I | Скульптор Всеволод Лишев у памятника императору Петру I возле здания петербургского Арсенала, 21 апреля 1914 года./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д-19185

Скульптор Всеволод Лишев у памятника императору Петру I возле здания петербургского Арсенала, 21 апреля 1914 года./© Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Д-19185

Открытие памятника Петру I должно было показать преемственность петровских традиций — от «первой ячейки» арсенального дела к «образцовому арсеналу». Между тем само пушечно-литейное производство к тому времени на заводе было уже упразднено. По словам автора «Исторического описания» предприятия штабс-капитана Вячеслава Родзевича, еще в конце XIX столетия исчезли «последние следы старого ­петровского арсенала», а сам завод перестал иметь отношение к орудийному делу.

Его «центр тяжести» сместился в область слесарно-механического дела — изготовления и ремонта лафетов, фортификационных средств, материальной части артиллерии. Собственное стальное, медное и чугунное литье позволяло самостоятельно выполнять любые заказы артиллерийского ведомства. Как отмечалось, «только арсенал справляется с таковыми нарядами без особого ущерба для казны». Особую «привилегию» составляли также заказы на конскую амуницию и колеса всех образцов.

«Кузницей кадров» для завода стала расположенная неподалеку Михайловская артиллерийская академия, выпускники которой сформировали здесь своего рода «изыскательскую базу». Как отмечал Родзевич, в условиях «почти безостановочного перевооружения артиллерии… современная металлургия превращается в настоящую анатомию и физиологию металлов».

Для выполнения этих задач в начале XX века заводскую территорию стали застраивать вглубь. От Арсенальной набережной, где еще полвека назад по проекту архитектора Александра Гемилиана были возведены краснокирпичные корпуса с арочными окнами, вдоль путей Финляндской железной дороги появились новые мастерские и центральная электростанция. Позади главного здания, обращенного к набережной, между офицерским корпусом и деревообделочной мастерской, и было решено установить памятник.

Средства на него собирали офицеры и чиновники военного ведомства, мастеровые и рабочие завода, часть денег добавила казна. Около четверти от всей суммы (13 тысяч рублей) было получено от продажи старой латуни, хранившейся на предприятии. Отливка памятника производилась здесь же, в заводских цехах.

Согласно условиям конкурса, Петр I был изображен в момент посещения Литейно-пушечного двора, заложенного в 1711 году на противоположном берегу Невы. «Царственный взор бодро и с верою устремлен вперед, в будущее его державы… самая искусная в мире дипломатия не в состоянии убедить так, как эти молчаливые, но «грозные Везувии», что покорно лежат у ног царя», — говорилось в «Историческом описании» арсенала.

Всеволод Лишев, победивший в конкурсе на лучший проект памятника, годом ранее окончил училище при Императорской академии художеств. Ради занятий скульптурой он оставил военную службу и в дальнейшем стал автором «галереи» скульптурных портретов знаменитых деятелей. Его изваяния, сохранившиеся до наших дней, знакомы многим петербуржцам, — это памятник писателю Николаю Чернышевскому на Московском проспекте и Александру Грибоедову на Пионерской площади перед зданием ТЮЗа.

Церемония открытия монумента Петру возле Нового Арсенала была необычайно торжественной: все заводские здания были украшены флагами, памятник «обрамлен клумбами зелени», рядом установлены информационные щиты. Напротив памятника под звуки полкового оркестра выстроились юнкера Михайловского и Константиновского артиллерийских училищ и технического училища артиллерийского ведомства.

В полдень здесь собрались все высокие армейские чины и несколько депутаций, состоялся парад… Вечером того же дня рабочие арсенала были приглашены на оперу «Царь-плотник» в Народном доме императора Николая II на Петроградской стороне, там же был дан торжественный обед.

Увы, судьба памятника оказалась недолгой: в 1931 году скульптуру Петра I демонтировали и отправили в переплавку. На том же месте спустя сорок лет установили бронзовый бюст полководца Михаила Фрунзе, чье имя завод носил с 1940 года. Здесь он стоит и поныне. В постсоветскую эпоху новое руководство завода предприняло попытку возродить на прежнем месте памятник ­Петру, но столкнулось с таким обилием бюрократических сложностей, что решение этого вопроса отложили до лучших времен.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#памятник #история #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 84 (7167) от 13.05.2022 под заголовком «Везувии у ног царя».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».