Вестники трезвости. Как в конце XIX столетия в России боролись с пьянством

Люди в поношенной одежде, сидя за деревянными столами, с интересом наблюдают за происходящим в центре зала, слушая рассказ священника, запечатленного в правой части снимка. Однако внимание приковано не к нему, а к экрану, на котором одна за другой появляются «световые картины»… В объектив фотографа попала лекция для рабочих — постояльцев ночлежки на бывшем Стеклянном заводе. В начале XX столетия при помощи подобных бесед власти пытались отвлечь народ от «трактирной обстановки», не возбуждая при этом «бунтарских настроений».

Вестники трезвости. Как в конце XIX столетия в России боролись с пьянством | Лекция священника в гостинице для рабочих, устроенной городским попечительством о народной трезвости в помещении бывшего стеклянного завода на Глухоозерской ул., 4. Ноябрь 1909 г. Фото сделано ателье К. Буллы./© Центральный государственный архив кинофотоф

Лекция священника в гостинице для рабочих, устроенной городским попечительством о народной трезвости в помещении бывшего стеклянного завода на Глухоозерской ул., 4. Ноябрь 1909 г. Фото сделано ателье К. Буллы./© Центральный государственный архив кинофотоф

В конце XIX столетия в России власти развернули очередную кампанию по борьбе с пьянством. Во всей европейской части страны была введена государственная винная монополия, то есть казенная продажа спиртного. Власти рассчитывали не только повысить качество напитков (а заодно и доходы в бюджет), но еще и «силою убеждения» отвлечь народ от пагубной привычки.

Чтобы искоренить пьянство, были созданы попечительства о народной трезвости. Одно из них, под председательством принца Александра Ольденбургского, открылось в Петербурге в 1898 году. Оно вело работу сразу по трем направлениям: предоставляло дешевые обеды в чайных и «подвижных кухнях», лечило от алкоголизма, оказывало доступную медицинскую помощь и, наконец, устраивало массовые просветительские мероприятия. По замыслу организаторов, они носили исключительно «разумный» характер: беседы, лекции, народные гулянья и театральные представления.

Одно из заведений попечительства находилось в самом «чреве» промышленного Петербурга, за Обводным каналом, на Глухоозерской (ныне Мельничной) улице. Этот район горожане называли «Стеклянным городком», поскольку еще в 1777 году князь Григорий Потемкин открыл здесь стекольный и зеркальный завод. С 1890 года, когда его объединили с Императорским фарфоровым заводом, бывшие цеха ­опустели. Спустя восемь лет их заняло попечительство.

Местные приходские деятели отмечали, что «селение бывшего стеклянного завода густо населено преимущественно неимущим классом жителей, большинство которых работают на окрестных заводах… за небольшую плату, обремененные большими семьями». Для них в 1898 году в одном из корпусов открыли театр, а в соседнем, «в виде опыта» — небольшую гостиницу на 200 человек. Плата за ночлег составляла пять копеек в сутки, к услугам постояльцев были также баня, народная столовая и дезинфекционная камера. В 1903 году здесь же по­явилась клиника для алкоголиков.

По вторникам и ­воскресеньям после церковной службы для всех желающих проводили бесплатные лекции с «волшебным фонарем» (аналогом современного проектора), показывали увеличенные фотографии и рисунки на разные темы — исторические, религиозные, литературные. Священники рассказывали о вреде пьянства и принимали записи от желающих принести обет воздержания. После окончания посетителям раздавали брошюры с характерными названиями: «Пора опомниться!», «Что должна знать мать о спиртных напитках»

По всей видимости, часть посетителей приходили на ­лекции не столько с целью начать «трезвую жизнь», сколько просто интересно провести время и посмотреть «туманные картины». Достаточно сказать, что к началу Первой мировой войны подобные «духовные беседы» посетили более полутора миллионов горожан, а вот обеты трезвости дали всего четыре тысячи. Как замечал историк и публицист Сергей Минцлов, «народ, конечно, в этих домах спиртных напитков не пил, вернее, пил тайком принесенное с собою…».

В 1913 году городское попечительство с гордостью рапортовало: за полтора десятилетия потребление алкоголя в столице уменьшилось с 2,5 до 1,5 ведра на душу населения в год. Однако находились и те, кто оценивал «трезвенную» пропаганду весьма скептически: мол, водку стали чаще пить не в кабаке, а дома и на улице.

С началом Первой мировой вой­ны был введен сухой закон: производство и продажа всех видов алкоголя в стране были запрещены. После этого деятельность попечительств постепенно стала сходить на нет. В 1915 году «Вестник трезвости» сетовал, что говорить о роли интеллигенции по‑прежнему «просто смешно», а «на одно духовенство нельзя взваливать всю тяжесть работы просвещения народа».

Что же касается зданий на Глухоозерской улице, то в 1930‑е их приспособили под нужды «Леннаучфильма», где студия находилась долгие годы. Несколько лет назад, когда она вошла в состав Киностудии имени Горького, эти корпуса продали под новую застройку.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#лекции #история #XX век

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 198 (7281) от 21.10.2022 под заголовком «Вестники трезвости».


Комментарии