В Музее политической истории показали «звездные» пишущие машинки

Что объединяет разведчика Александра Феклисова, ученого Дмитрия Лихачева и рок-музыканта Майка Науменко? Музей политической истории нашел между ними по крайней мере одно явное сходство: все они стучали по клавишам пишущих машинок. Именно пишущих, а не печатных, как почему-то сегодня говорят молодые люди, воспринимающие их как реликт из «каменного века». Вот эти артефакты и стали экспонатами выставки, посвященной 150-летию их изобретения.

В Музее политической истории показали «звездные» пишущие машинки | Фото Александра Дроздова

Фото Александра Дроздова

Первую пишущую машинку запатентовал изобретатель Кристофер Шоулз из Висконсина в 1868 году - американское изобретение! Шестью годами позже, значительно усовершенствованная, она была выпущена под названием «Ремингтон № 1». И мир не то чтобы перевернулся, но действительно сильно изменился. Сразу возросли скорость и качество канцелярской работы, появилась даже новая профессия - машинистка, открывшая эмансипированным женщинам двери в деловой мир.

На протяжении десятилетий пишущие машинки были непременным рабочим инструментом людей «интеллектуального» труда - писателей, журналистов, философов... Да что говорить: практически вся литература и философия ХХ века родились под их клавишами. А сколько поистине судьбоносных и роковых исторических документов было на них отпечатано!..

- У каждой из машинок, в свое время поступивших в фонд нашего музея, - своя история бытования, связанная, естественно, с их владельцами, - рассказал один из кураторов выставки Алексей Бойко. - Более того, мы наполнили пространство выставки живой памятью - стрекотом клавиш и голосами людей, которые создавали на них документы.

Вот прибор Continental - на нем большевик Григорий Синилов, член полкового комитета Кексгольмского полка, печатал первые декреты советской власти. Underwood 3 - на нем Глеб Кржижановский набрал всемирно известный план государственной электрификации России, известный как ГОЭЛРО. Другой убежденный коммунист, Григорий Федоров, пользовался пишущей машинкой модели той же фирмы, только изготавливал совсем иные документы, будучи активным деятелем «троцкистской оппозиции»...

Вообще и до революции, и после нее машинки служили способом обойти цензуру. В Советском Союзе c их помощью распространялись запрещенные тексты. Много, конечно, под копирку не напечатаешь, но все-таки... Люди постарше хорошо помнят песню Александра Галича о диссидентах, написанную и исполненную автором в 1960-х. Там есть такие слова о пишущей машинке: «Эрика» берет четыре копии,/ Вот и все!/А этого достаточно...».

Власти относились к этому весьма серьезно: недаром пишущие машинки подлежали регистрации в органах милиции, а образец текста, напечатанный на каждой из них, хранился в 1-м (особом) отделе или в структурах разрешительной системы районных управлений МВД.

Старый американский Underwood 1916 года - на нем диссидент поздних советских лет Владимир Сытинский занимался политическим самиздатом. А вот Александр Старцев печатал на Optima M14 первый в СССР самиздатовский рок-журнал - «Рокси». Его отец, известный историк Виталий Старцев, естественно, тоже пользовался пишущей машинкой. Она представлена рядом - это электрическая модель «Ивица М»...

Сейчас трудно себе представить: как раньше люди, работая над подчас огромными текстами, обходились без компьютера? А ведь было такое время, и совсем еще недавно! Я хорошо помню свою любимую машинку «Любаву», которая чуть больше тридцати лет назад казалась мне верхом совершенства. Кстати, в специальном интерактивном уголке выставки любой желающий может вспомнить прошлое, постучать по клавишам и напечатать несколько строчек.

Материал был опубликован в газете под № 077 (6186) от 03.05.2018 под заголовком «Эрика» берет четыре копии».

#выставка #музей политической истории #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6186) от 03.05.2018.


Комментарии