В сфере внимания Экономического отдела НКВД были махинации с продовольственными карточками
«На Завод имени Сталина (Ленинградский Металлический завод. — Прим. ред.) приняли рабочего. Служил в Красной Армии, попал в плен, оказался завербованным. Явился сюда, и завод без проверки, не спросив документов, принял на работу. Оказалось, что он систематически переходил линию фронта и передавал сведения немецкой разведке…»
ФОТО Leiada Krözjhen on Unsplash
Перед нами — строки из стенограммы заседания бюро горкома ВКП(б) от 9 января 1942 года, на котором говорилось о том, что усиление бдительности должно быть буквально требованием дня. Эта задача, по сути дела, была адресована органам НКВД, которые осуществляли практически тотальный контроль за всем, что происходит в городе. Как отмечает один из ведущих исследователей блокады доктор исторических наук Никита Ломагин, не будет преувеличением утверждение: отстоять Ленинград без действенной работы сотрудников НКВД было бы практически невозможно.
Ведомство занималось разведывательной и контрразведывательной деятельностью, выявляло вражеских разведчиков и представителей «пятой колонны». Отслеживало оно и хозяйственную жизнь, ведь, кроме всего прочего, в структуре управления НКВД по Ленинградской области был и экономический отдел.
Согласно директиве НКВД СССР от 8 августа 1941 года, экономические отделы НКВД должны были обеспечивать «оперативно-чекистское обслуживание предприятий оборонной промышленности — авиации, боеприпасов, вооружений, станкостроения, танкостроения, электростанций, нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, резиновой и химической промышленности, а также органов связи». А их задача состояла «в пресечении всяких попыток антисоветских элементов путем вредительства, диверсии, саботажа нарушить нормальную работу предприятий оборонной промышленности и связи и выявления шпионов иностранных разведок».
В октябре 1941 года начальник управления НКВД по Ленинградской области Петр Кубаткин сообщал в Москву, что экономический отдел обслуживает 90 предприятий города. За каждым из них был закреплен оперативный состав, который вел агентурную работу.
Заседание бюро горкома, о котором говорилось выше, было связано с проведенным зимой 1941/42 годов выборочным обследованием 58 крупнейших предприятий. Были вскрыты упущения в системе охраны, о чем специальной докладной запиской был информирован Военный совет Ленинградского фронта и горком ВКП(б).
Указывалось, что охрана предприятий возложена на отдельные батальоны войск НКВД, а бойцов не хватает: «Все наиболее здоровые молодые красноармейцы из батальонов взяты на комплектование действующих на фронте частей 1‑й, 20‑й и 21‑й дивизий войск НКВД». Поэтому директорам заводов и секретарям парткомов было дано указание усилить местные команды вахтеров рабочими, «мобилизовать заводскую общественность на активную охрану своих заводов».
В сфере внимания экономического отдела НКВД была и система снабжения населения продуктами. Именно благодаря его сотрудникам было вскрыто несколько групп, которые занимались расхищением продовольствия. Следствие установило, что директор одной из школ Фрунзенского района Нина Гребнева, войдя в преступный сговор с бухгалтером и другими работниками школы, с июля 1941 года по май 1942 года включала в списки «мертвые души», подделывала их подписи, и таким образом было похищено свыше двухсот комплектов разных категорий продовольственных карточек.
Другая преступная группа, которую разоблачили чекисты, состояла в том числе из сотрудников типографии имени Ленсовета — заведующего личным столом С. А. Перельмана и кладовщицы М. С. Царевой. Они выписывали продовольственные карточки на вымышленные фамилии и выкупали по ним хлеб и другие нормированные продукты. Часть полученного перепродавали на черном рынке.
Экономический отдел также оказывал необходимую помощь промышленным объектам. Так, в первой декаде января 1942 года не было угля, торфа и дров, упала выработка электроэнергии, и промышленность города, за исключением некоторых предприятий, полностью остановилась.
Чекисты, изучив положение дел, установили: недостаточная подача топлива в Ленинград является результатом того, что на железной дороге не хватает паровозов. На торфоразработках имели место неорганизованность, а в некоторых случаях даже саботаж. Были приняты немедленные меры, и вскоре положение с доставкой в Ленинград торфа и дров было исправлено.
Читайте также:
Сто рублей за мечту: история первого в Петербурге дела о массовой «афере» с трудоустройством
Билет для пребывания в столице: срок его действия ограничивался одним годом
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 205 (8027) от 01.11.2025 под заголовком «Оперативно-чекистское обслуживание».








Комментарии