В пользу бедных. Рассказываем о забытой примете из истории благотворительности
Любопытная деталь: на дореволюционных билетах в синематографы можно обнаружить почтовую марку с аббревиатурой «ВУИМ». Без такой марки входной билет считался недействительным. Марку приклеивали следующим образом: одна ее часть находилась на билете, другая — на его корешке. Дорогие билеты обклеивали несколькими марками в ряд. Было запрещено клеить их одну на другую.
Билет в синема-театр «Паризиана» с маркой ВУИМ номиналом 5 копеек. Из коллекции автора / Репродукция. ФОТО автора
«ВУИМ» — это «Ведомство учреждений Императрицы Марии». Название появилось еще в 1828 году, когда на второй день после смерти матери, 25 октября, Николай I издал указ о порядке управления заведениями, состоявшими под ее попечением. В документе провозглашалось: «…Чтоб все воспитательные и благотворительные заведения, бывшие под управлением в Бозе почившей Любезнейшей Родительницы Нашей Государыни Императрицы Марии Федоровны… продолжали и по кончине Ея… действовать как доселе на пользу государства и человечества».
Согласно решению Государственного совета, с 5 мая 1892 года в пользу Ведомства учреждений Императрицы Марии повсюду в империи, кроме Царства Польского и Великого княжества Финляндского, надлежало взимать обязательный благотворительный сбор с посетителей зрелищ и увеселений.
Билет в электротеатр «Новый Ренессанс» с корешком и маркой номиналом 2 копейки. Из коллекции автора / Репродукция. ФОТО автора
К таким мероприятиям относились представления, концерты, балы и маскарады во всех театрах (как императорских, так и частных), в цирках, клубах, садах и других общественных местах, выставки (за исключением сельскохозяйственных), «базары с музыкой», частные музеи. А также литературные и музыкальные утренники и вечера (за исключением лекций и народных чтений, устраиваемых с научно-просветительской целью), «живые картины», «электрические театры» (кинематографы), скачки, бега, гонки, зверинцы, стрельбища, карусели, горы, качели, а также другие платные аттракционы.
Сбор в размере 1 – 2 % от стоимости билета оплачивался в дополнение к входной цене. Оплата как раз и контролировалась наклейкой на билет особых марок. Они были пяти разрядов, по размеру друг от друга не отличались, но каждая имела определенный цвет в зависимости от номинала: 2‑копеечные — коричнево-желтые, 5‑копеечные — сине-голубые, 10‑копеечные — красно-розовые, 25‑копеечные — фиолетово-лиловые, 50‑копеечные — светло-зеленые.
Средства от сбора шли на благотворительность.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 112 (7688) от 21.06.2024 под заголовком «В пользу бедных».
Комментарии