В научном институте в Павловском парке до войны изучали Солнце Севера

Еще в 1878 году на восточном краю парка появилось здание магнитно-метеорологической обсерватории. В нем в середине 1920‑х годов начал действовать отдел актинометрии. Ученые, которые занимались этим новым научным направлением, изучали энергию, излучаемую Солнцем, поверхностью Земли и атмосферой.

В научном институте в Павловском парке до войны изучали Солнце Севера | Так выглядел Институт актинометрии и атмосферной оптики в Павловске. Автором проекта здания был архитектор Михаил Фаминцин./Репродукция. ФОТО автора

Так выглядел Институт актинометрии и атмосферной оптики в Павловске. Автором проекта здания был архитектор Михаил Фаминцин./Репродукция. ФОТО автора

Когда помещение, выделенное под отдел, перестало вмещать всю аппаратуру, необходимую для наблюдений за солнечным излучением, Главное управление гид­рометеорологической службы СССР в 1928 году приняло решение о строительстве отдельного здания. На следующий год были выделены средства, здание возвели в кратчайшие сроки, и в 1931 году в нем уже разместился преобразованный из отдела Институт актинометрии и атмосферной оптики. Основной задачей института стало изучение воздействия солнечной радиации на живые организмы. Поэтически его назвали «Дворцом Солнца».

Как отмечает сотрудник Музея истории города Павловска Сергей Выжевский, адресом «Дворца Солнца» значилась улица Революции (ныне Садовая), 65. Здание представляло собой три поставленных один на другой куба из бетона. В каждом из них, а также на плоской крыше и площадках-балконах были установлены специальные приборы для наблюдения за солнечным излучением. В одной из комнат второго этажа по очереди дежурили все научные работники института, занося результаты работы в журналы и книжки наблюдений. Сами же сотрудники жили через дорогу в оштукатуренном деревянном двухэтажном здании с балконами — так называемом Белом доме.

Автором большей части современных актинометрических приборов стал Юрий Дмитриевич Янишевский — аспирант директора «Дворца Солнца» Н. Н. Калитина. Над проб­лемами видимости в атмосфере работал один из основателей оте­чественной актинометрической школы Владимир Александрович Березкин, в своем белом морском кителе и фуражке с крабом похожий на капитана корабля. Результаты своих исследований он подытожил в «Руководстве по актинометрии», изданном в трех частях в 1937 – 1940 годах, а затем в вышедшей в 1938 году монографии о распределении солнечной радиации над океанами.

Калитин.jpg
Директор института Николай Николаевич Калитин на балконе «Дворца Солнца»./Репродукция. ФОТО автора


Сам директор Николай Николаевич Калитин изобрел десятки приборов, превосходивших зарубежные аналоги (например, первое в мире устройство для определения прозрачности естественных вод). Кроме того, ученый разработал методику измерения солнечной радиации и метод ультрафиолетового облучения ран, стал автором более 250 научных работ, в том числе книг «Основы физики атмосферы в применении к медицине» (1935) и «Актинометрия на курортах» (1937).

По результатам изучения солнечной радиации Калитин сделал вывод: «солнце Севера по своим лечебным качествам не хуже, а час­то лучше солнца Юга благодаря большей чистоте воздуха на Севере и меньшему содержанию водных паров». Об этом говорилось в его публикации в журнале «Природа» в 1946 году.

Благодаря сотрудничеству павловского «Дворца Солнца» с Арктическим институтом на ряде полярных станций были организованы актинометрические наблюдения, важные для изучения особенностей радиационного режима Арктики.

И все же, в силу особенностей климата — под Ленинградом солнце не частый гость в осенне-зимний период, — возникла необходимость в организации филиала Актиномет­рического института на юге СССР. Им в 1932 году стала Карадагская ­геофизическая обсерватория в Крыму. Калитин ежегодно приезжал в Нижние Отузы (ныне поселок Курортное под Феодосией) и подолгу работал на актинометрической станции. А дочь Нину (сначала он даже хотел назвать ее Актинометрией в честь любимой науки), страдавшую простудными заболеваниями, возил подлечиться в Ялту.

В свою очередь крымские ученые и медики приезжали трудиться в павловский «Дворец Солнца». Среди них была и Нина Николаевна Грин, которой знаменитый писатель-романтик Александр Грин посвятил повесть-феерию «Алые паруса». После смерти писателя она работала медсестрой в Феодосийской солнцелечебнице.

19 января 1935 года Нина Грин писала Паустовским: «Четвертый день в Слуцке (так тогда назывался Павловск. — Ред.), и третий работаю по 12 часов в сутки. Выхожу из института только поесть и спать. Очень интересно и хорошо. И вообще Павловск в той части, где стоит институт, прекрасен: тишина, белизна, высокий сосновый лес… Работать же очень хорошо. Сидя в теплой тишине ярко освещенной комнаты, иногда думаю: неужели это единственное, к чему я стремилась всю жизнь, — что‑то тихо, покойно, не торопясь, не нервничая, — работать. Или это возраст приходит к таким мыслям?».

В 1939 году в институте построили макет телефотометра − прибора для измерения яркости объектов, а в 1940 году были начаты его испытания. Война прервала эти работы. В августе 1941 года наиболее ценную аппаратуру отправили в Свердловскую обсерваторию, много приборов и часть архива перевезли из Павловска в старое здание Геофизической обсерватории на 23‑й линии Василь­евского острова.

Директор института некоторое время оставался в блокадном Ленинграде. Вместе со своими сотрудниками Калитин снабжал фронт оперативной метеорологической информацией. Аэрологическая группа запускала радиозонды и шары-пилоты, зондировала воздушное заграж­дение с использованием аэростатов, оказывала помощь в проведении метеонаблюдений для партизанских отрядов. В 1943 году Калитин был награжден орденом Трудового Красного Знамени «за образцовое выполнение задания командования в деле обеспечения Красной армии материалами гидрометеорологической службы».

В ходе ожесточенных боев за Павловск «Дворец Солнца» в 1944 году превратился в руины. На том месте, где он находился, до сих пор остались разбросанные куски бетонных конструкций…Нет больше и Белого дома с обсерваторией.

После войны городок ученых в Павловске восстанавливать не стали, решили открыть филиал Главной геофизической обсерватории в поселке Сельцы (ныне Воейково). Самое первое здание возрожденного филиала — павильон актинометрии — был построен по проекту и при непосредственном участии профессора Калитина. Бюст ученого работы скульптора Михаила Аникушина установлен там же, в Воейкове, у павильона атмосферного электричества.


#Солнце #исследования #институт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 232 (7561) от 07.12.2023 под заголовком «Солнце Севера».


Комментарии