В двух шагах от Сенной площади. Воспоминания о Вяземской лавре

По брусчатке Забалканского (ныне Московского) проспекта звонко цокают копыта запряженных в телеги и пролетки лошадей. Куда‑то спешит явно чем‑то весьма озабоченный господин в шляпе, идет по своим делам торговец с огромным коробом на голове. А на углу прислонился к стене газетчик, предлагающий свежие выпуски петербургской прессы. Но почему‑то никто не обращает на него особенного внимания…

В двух шагах от Сенной площади. Воспоминания о Вяземской лавре | Можно бесконечно долго разглядывать типы горожан, совершенно случайно попавших в объектив фотографа. Он выхватил лишь одну секунду из их жизни. И, сам того не ведая, сохранил их для истории./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Можно бесконечно долго разглядывать типы горожан, совершенно случайно попавших в объектив фотографа. Он выхватил лишь одну секунду из их жизни. И, сам того не ведая, сохранил их для истории./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

На фотографии 1911 года — начало Забалканского проспекта, в двух шагах от Сенной площади. Перед нашим взором — два симметричных дома, возведенных в 1910 – 1911 годах по проекту архитектора Александра Хренова на участке княгини Марии Владимировны Вяземской. Первый этаж прорезан большими витринами — для магазинов, второй раскрывается на проспект широкими окнами — вероятно, для конторских помещений. Верхние четыре этажа и мансарда отданы под жилье. Фасады оформлены сдержанно, чего явно не скажешь о башнях, завершенных шатровыми кровлями. Они словно напоминают о допетровской архитектуре.

Оба дома построены на месте так называемой Вяземской лавры — существовавшего здесь в XIX столетии, во владении князей Вяземских, приюта для самого бедного петербургского люда и «криминального элемента».

Книготорговец и писатель Николай Иванович Свешников в очерке «Петербургские Вяземские трущобы и их обитатели», увидевшем свет в 1900 году, так рассказал об этих местах: «Вяземский дом выходит двумя большими флигелями на Забалканский проспект и одним довольно красивым — на Фонтанку… Во дворе дома находится еще четыре жилых флигеля, бани и множество разных кладовых.

В этих флигелях помещается постоялый двор, чайная, на местном языке называемая мышеловкою, — вероятно, потому, что заходящие сюда чины сыскной полиции частенько захватывают тех, кого нужно; затем, в одном флигеле — несколько корзинных мастерских — а остальные квартиры, числом до полутораста, заняты и в настоящее время, так же как и прежде, не беднотою, но отребьями, отбросками, паразитами общества».

В 1915 году уходивший далее в глубину квартала проезд между домами, запечатленными на снимке, получил название Вяземской улицы. В 1920‑е годы топоним исчез с карты города, и теперь ничего не напоминает о некогда существовавшей здесь жуткой Вяземской лавре. А проход между домами ведет ныне на Сенной рынок и в расположенный за ним современный торговый комплекс.

Читайте также:

Ямщики и фабриканты. Названия улиц напоминают нам о «пригородной слободке Смоленской»

Подрались домами: участники этого происшествия отделались строгими внушениями


#вяземская лавра #Сенная площадь #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7748) от 13.09.2024 под заголовком «В двух шагах от Сенной».


Комментарии