«Усилить наблюдение за эфиром». Из директивы по выявлению диверсантов
Директиву «Об агентурно-оперативных мероприятиях по выявлению и розыску заброшенных противником на территорию СССР разведывательно-диверсионных групп и агентов-одиночек» выпустило НКВД СССР 17 марта 1942 году. Розыскную работу активизировали в связи с началом забросок Абвером своих агентов, прошедших специальное обучение, в глубокий советский тыл.
Лаврентий Берия / Фото: Public Domain
В директиве, подписанной наркомом внутренних дел СССР Лаврентием Берией, отмечается, что только с 3 по 15 марта 1942 года в Вологодской, Ярославской, Калининской, Ивановской и Куйбышевской областях были задержаны 5 групп общей численностью в 22 диверсанта и 4 разведчика-одиночки. Группы формировались из числа попавших в немецкий плен военнослужащих Красной Армии.
В связи с крахом блицкрига, так называемой «молниеносной войны», немцы вынуждены были активизировать разведывательные действия. Объектами первоочередного интереса Абвера стали крупные промышленные центры страны: Горький, Казань, Молотов, Нижний Тагил, Новосибирск, Саратов, Свердловск, Сталинград, Уральск. Агенты, прошедшие обучение в разведывательных и диверсионных школах, засылались в тыл советских войск с заданиями устраивать взрывы на железных дорогах, ведущих к фронту, уничтожать военные и продовольственные склады, базы и другие стратегически важные объекты, а также совершать диверсии на крупных промышленных предприятиях.
В документе, в частности, выставлялось требование: «Усилить наблюдение за эфиром, организовав круглосуточную службу по возможности на всем диапазоне волн, используемом противником в радиослужбе».
Для розыска агентов требовалось оперативно мобилизовать все силы: «Меры по розыску диверсантов и разведчиков в соответствии с имеющимися сведениями в каждом отдельном случае принимать быстро и без задержек, используя для этого все находящиеся в распоряжении местных органов НКВД средства: оперативные группы, подразделения войсковых частей НКВД и истребительных батальонов, применяя милицейские и иные заслоны, поисковые группы, мобилизуя в отдельных случаях местное население и совпартактив».
Следует отметить, несмотря на предпринятые Абвером меры по повышению надежности своих агентов, их явка с повинной после заброски на советскую территорию носила массовый характер. Так, в марте-апреле 1942 года более 30% немецких агентов, заброшенных в наш глубокий тыл и оказавшихся в органах госбезопасности, явились к чекистам добровольно.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии