2Vtzqv4Hz9U

Ушли два брата - вернулся один. Как война изменила судьбу семьи Ефремовых

Людмила Петровна в который раз открывает папку с особым семейным архивом. В ней хранятся снимки, письма и документы, из которых можно узнать, что довелось пережить большой семье Ефремовых за годы Великой Отечественной войны. Но сейчас женщину интересуют фотографии ее отца и братьев - Николая и Михаила. Она, как и многие россияне, решила отправить снимки в Центральный музей Вооруженных сил страны, который в парке «Патриот» готовит к юбилею Победы фотогалерею «Дорога памяти». Это будет мемориал, увековечивающий миллионы имен участников войны. И Ефремовы тоже должны присутствовать среди своих братьев по оружию.

Ушли два брата - вернулся один. Как война изменила судьбу семьи Ефремовых | Наконец-то Ефремовы вместе. Михаил — в центре. Кувшиново, июнь 1950 г. ФОТО из семейного архива

Наконец-то Ефремовы вместе. Михаил — в центре. Кувшиново, июнь 1950 г. ФОТО из семейного архива

Взгляд Людмилы Петровны останавливается на семейной фотографии, которую сделал какой-то уличный фотограф в 1950 году, когда наконец-то ее младший брат Михаил воссоединился с родными, приехав в город Кувшиново, где они тогда жили.

Миша был артиллеристом, дошел до Берлина, где участвовал в ожесточенных боях, выбивая фашистов из их главного логова. И, конечно, тогда не подозревал, что будет связан с этим городом еще на пять лет - теперь уже мирных. Около него на снимке грустная мать, только что потерявшая сестру, отец - Петр Иванович и две девочки. Та, что слева, - она, Людмила. Справа - Нина.

Михаил привез из Германии картинки, он был художником. К сожалению, уже не спросить Михаила Петровича, каково на войне человеку творческому? Он жил в Выборге, работал на судоремонтном заводе художником-оформителем. А в свободное время вырезал деревянные скульптуры для парка «Монрепо».

То, что глава семьи, Петр Иванович, остался в живых, иначе как везением не назовешь. В действующую армию он был призван в первый день войны. И боевое крещение тоже получил 22 июня. Молдавское село Гладяны, где они тогда жили, находилось в 15 километрах от границы с Румынией. Сначала он воевал рядовым в пехотно-стрелковых частях Южного фронта, которым командовал С. М. Буденный. Потом на других фронтах. Несколько раз был тяжело ранен...

Немцы продвигались стремительно. Началась спешная эвакуация. Ею руководил старший брат Людмилы Петровны - Николай, работавший в свои семнадцать лет в райкоме комсомола. Эшелон, в котором они оказались, направили на Северный Кавказ в район Минвод. В Жмеринке попали под сильную бомбежку. Мать, Александра Ивановна, прижав к себе детей, молила о спасении, надеясь на иконку Божией Матери «Взыскание погибших», которую хранила на своей груди. Теперь эта реликвия находится у Людмилы Петровны.

Их поселили на хуторе Веселом Нагутского района Ставропольского края. Там было много эвакуированных, в том числе и из Ленинграда. Местные, в основном украинцы, новым жителям не обрадовались. Это стало особенно заметно, когда в начале августа 1942 года немцы оккупировали Минеральные Воды. Одно семью успокаивало: за две недели до этого Николай отбыл на фронт.

Ефремовых и некоторых других эвакуированных заперли на скотном дворе. Шел разговор об отправке в Германию. Александра Ивановна плакала, валяясь в ногах у полицаев, умоляя их не увозить. Спас пожилой ленинградский врач, сказав, что у детей заразная болезнь. Их было тогда четверо - Нина, Люда, Евгений и Алексей, мал мала меньше.

Пять месяцев беды - так можно было назвать это время в их жизни. 11 января 1943 года Красная армия освободила Минводы. Семью перевезли в Чечню, где оказалось много пустых домов. Будущее пугало неизвестностью. Они не знали, жив ли отец...

Ему тоже все эти годы было ничего о них не известно. А он дошел до Европы, год лечился в госпитале в Великих Луках. Откуда написал своей матери: «Вот какое горе. За столько лет войны я остался жив, а моя семья неизвестно где - неужели погибла?». Варвара Васильевна Ефремова, что жила в деревне Вязницы Калининской области (ныне - Тверская), где родились старшие дети Ефремовых, ответила: «А вот и нет - радуйся», и сообщила адрес...

- В 1948 году поехали к бабушке. С собой никаких пожитков - ничего у нас не было. Мы, дети, ехали босиком, мама не могла купить нам обувь, - рассказывала мне потом Людмила Петровна.

Кстати, у этой семейной фотографии интересная история. Людмила Петровна (теперь ее фамилия Филимонова) принесла снимок примерно лет десять назад на одну из выставок в «Манеже». Он прошел конкурс и был представлен на обозрение. Снимок увидел итальянский фотохудожник и отобрал его для альбома «Воспоминание». «Вас увидит весь мир», - сказал он тогда Людмиле Петровне...

И вот теперь она хочет, чтобы воинов ее семьи увидели все, кто посетит фотогалерею в парке «Патриот», особенно отсутствующего на общем снимке старшего брата Николая.

Достает из папки его фото, где он стоит, прислонившись к какой-то горе, и листочек короткого письма.

Письма Николая с войны были бодрые, оптимистичные: «Бьем фашистов. Идем на запад. До скорой встречи!». Но она не состоялась. Последнее письмо было отправлено 10 июля 1944 года. «Привет с фронта! Здравствуй, дорогая мама, братишки и сестренки! Шлю вам свой пламенный фронтовой привет и массу наилучших пожеланий в дальнейшей жизни. Я пока жив и здоров. Двигаемся на запад. Много писать нет времени. Пишу в машине, едем вперед. Простите, мама, что так мало написал. Ну, ничего, приеду скоро и тогда поговорим о многом. До свидания, целую вас»...

Через семнадцать дней он погиб в боях у деревни Студзянки Белостокского района, где советско-польские войска, обороняя Мангушевский плацдарм, сражались с двумя немецкими танковыми и одной гренадерской пехотной дивизиями.

Николая похоронили на окраине Студзянок. В восьмидесятые годы по запросу семьи из Польши сообщили, что захоронение советских солдат перенесено в Белосток с установлением обелиска, на котором значится - «Ефремов Николай Петрович, гвардии старшина».

Какой окажется дальнейшая судьба мемориала в Белостоке, где покоятся более трех тысяч наших бойцов, погибших, как и Николай Ефремов, в июле 1944 года, теперь сказать невозможно...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Великая Отечественная война #история #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 047 (6445) от 17.03.2020 под заголовком «Ушли два брата на войну».


Комментарии