Улица на взлетной полосе. История блокадных аэродромов

Сколько в нашем городе было аэродромов во время войны? Самый главный, «Шоссейная», близ Пулкова, оказался возле линии фронта. Самыми безопасными стали северные и восточные пригороды: именно там в кратчайшие сроки создали либо реконструировали полтора десятка взлетных площадок. В их числе – «Смольное», «Гражданка», «Сосновка». Левашовский и Агалатовский аэродромы, построенные еще до войны, стали базовыми для дальней бомбардировочной авиации. А еще действовали аэродромы в Кронштадте (Бычье Поле), Углове, Кудрове, Янине, Манушкине, Капитолове...

Улица на взлетной полосе. История блокадных аэродромов | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

На территории нынешнего Приморского района находилось пять блокадных аэродромов. Однако если название Комендантского более-менее на слуху, то про остальные – «Каменка», «Шувалово», «Горская» и «Ольгино» – знают и помнят лишь знатоки истории города.

В октябре 1941 года на Комендантский аэродром прибыл 286-й истребительный авиаполк, имевший задачу охранять транспортные самолеты, совершавшие ежедневные рейсы на Большую землю. На летное поле этого аэродрома приземлялись многие прославленные асы ленинградского неба.

Однако он был хорошо знаком и фашистскому командованию. Дело в том, что еще в 1931 году здесь по дороге в Арктику приземлялся немецкий дирижабль «Граф Цеппелин», оснащенный самой современной фототехникой для съемки земной поверхности. Так что с началом блокады аэродром подвергался постоянным обстрелам дальнобойной артиллерии и налетам. В конце ноября 1941 года его пришлось закрыть.

В помещениях эвакуированного в Новосибирск авиастроительного завода № 23 на территории аэродрома осталась авиаремонтная база, переведенная сюда с Корпусного аэродрома. Основной состав работников – женщины и дети, самому младшему из которых было одиннадцать лет. Они восстанавливали разбитые машины всех конструкций, начиная от У-2 и заканчивая скоростными бомбардировщиками.

Взлетное поле аэродрома «Каменка» находилось на совхозных угодьях к северо-востоку от селения Большая Каменка. До войны здесь была небольшая грунтовая посадочная полоса, но не было инфраструктуры, необходимой для ремонта и заправки самолетов. Реконструкция аэродрома началась в конце июля 1941 года, а уже в начале сентября на него была переброшена группа 1-го гвардейского минно-торпедного авиационного полка, совершившая с 8 августа по 4 сентября налеты на Берлин...

Погибших летчиков хоронили тут же, у въезда в деревню, с левой стороны дороги. Ныне на скромном обелиске в центре воинского кладбища «Каменка» высечены имена погибших авиаторов и тех, кто готовил самолеты к вылету.

Полевой аэродром «Шувалово» (он же «Светлановский», «Озерки», «Парголово») находился между Дорогой в Каменку и Шуваловским карьером. Он в срочном порядке был подготовлен к приему боевых самолетов в июле 1941 года. В 1942 – 1943 годах здесь базировался 943-й штурмовой Нарвский Краснознаменный ордена Кутузова авиационный полк. Тесный барак, наполовину врытый в землю, отвели штабу, командному пункту полка, кухне и столовой, а сами летчики поселились в землянках, которые тянулись по опушке леса вдоль взлетно-посадочной полосы.

Рядом с аэродромом возникло кладбище. Один из тех, кто здесь похоронен, – младший лейтенант Петр Торинов. 12 июля 1943 года он был ранен в бою, но все-таки смог дотянуть до дома. Когда до посадочной полосы оставались считанные метры, Торинов потерял сознание, и самолет врезался в землю.

В свое время на домике рядом с бывшим аэродромом «Шувалово» была посвященная ему самодельная памятная доска: деревянная рамка, под стеклом – текст на листке бумаги. Лет десять назад дом снесли, вместе с ним исчезла и табличка...

Следующий адрес – аэродром «Горская», появившийся еще до Великой Отечественной войны. Общежития летчиков, столовая, клуб и метеорологическая служба находились поблизости, в поселке Лисий Нос. С конца 1941 года здесь базировались несколько истребительных авиационных полков, а также бомбардировщики. Рядом с настоящим аэродромом построили ложный с самолетами из фанеры, чтобы дезориентировать противника.

В «Горской» базировались самолеты 26-го истребительного авиаполка, который называли ночным. Артиллерию противника летчики обнаруживали в полной темноте по вспышкам выстрелов, а вражеские автоколонны – по отблескам фар. Служивший здесь Герой Советского Союза капитан Василий Мациевич осуществил 250 успешных боевых вылетов, сбил 24 вражеских самолета.

Помимо него в полку к высшей государственной награде были представлены Дмитрий Оскаленко и Алексей Севастьянов (совершивший над Ленинградом первый ночной таран), оба летчика получили эту награду посмертно.

Существовал в Приморском районе еще один аэродром, о котором известно крайне мало. Располагался он в районе Ольгина и Конной Лахты. На нем базировалась 202-я отдельная авиационная эскадрилья связи, сформированная в первые месяцы войны. Она обеспечивала доставку секретной почты, оперативных боевых документов, газет и корреспонденции в подразделения Ленинградского фронта. Кроме того, ее самолеты перевезли 82 тонны различного груза, при необходимости перебрасывали через Ладожское озеро и Финский залив командиров штаба фронта.

Какова судьба этих аэродромов? Один из них действует до сих пор – в Горской, только как учебный. На месте Комендантского аэродрома – новостройки, его память увековечена в названиях улиц. Напоминание об аэродроме «Шувалово» останется теперь в названии улицы – Летчика Паршина. Дважды Герой Советского Союза, он командовал эскадрильей штурмовой авиации. И, кстати, улица, которая носит его имя, проходит по бывшей взлетной полосе.

Близ деревни Большая Каменка сохранился воинский мемориал летчикам, а вот аэродром «Ольгино», увы, совершенно забыт...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Великая Отечественная война #история #аэродром

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 81 (6919) от 07.05.2021 под заголовком «Улица на взлетной полосе».


Комментарии