Подвиг советского летчика. На экраны вышел фильм «Девятаев»

Очередная драма, представляющая новое русское кино о войне, это «Девятаев». О советском летчике Михаиле Девятаеве, который убежал из плена, угнав секретную модель немецкого самолета, я читал еще в школьные годы. История эта поражала воображение.

Подвиг советского летчика. На экраны вышел фильм «Девятаев» |

Правда, со временем выяснились еще более интересные подробности, часть из них нашла отражение в картине, часть осталась за кадром, а некоторые явились порождением коллективного сознания мужского квартета сценаристов. В частности, история отношений Девятаева и его друга-летчика Николая Ларина, перешедшего на сторону врага. Но чего не сделаешь ради того, чтобы удержать зрительское внимание на протяжении двух часов экранного времени. Заметим также, что аналогичный вариант авиапобега из фашистского плена случился во время войны еще несколько раз.

Многое в успехе или неуспехе этой картины зависело от выбора исполнителя главной роли. Первоначально планировавшегося на роль Данилу Козловского заменили на Павла Прилучного, знаменитого «мажора» российского ТВ. Трудно возразить, хотя хочется, чтобы актер немного похудел, ведь ему предстояло сыграть человека, оказавшегося в немецком лагере. Увы! Гримеры хотя и старались, но не смогли скрыть от камеры довольно упитанное лицо актера. Он старается изобразить силу через боль и страдание, но лично мне ему трудно поверить.

Впрочем, подобная творческая проблема настигает любого современного режиссера и актера, если они решаются снимать кино про войну и про пленных. Отсюда и некоторая приблизительность в показе личности главного героя, чья энергия, решительность и талант летчика стали главными факторами успешности дерзкого побега. Видимо, считается, что для нового поколения зрителей подобные тонкости не важны, а важен исключительно азарт борьбы и победы.

Процесс подготовки побега, ее ход и финал и есть главные драматургические элементы, из которых сложен фильм Бекмамбетова – Трофимова. Все остальное – фабульный гарнир. А для того чтобы увлечь публику, особенно молодежную, избрана стилистика компьютерной игры. Она и помогла авторам «Девятаева» сотворить зрелище воздушной погони за угнанным самолетом, а еще раньше эффектно продемонстрировать на экране талант летчика, которым обладал главный герой. 

В этом создатели нынешней драмы о побеге следуют традициям отечественного кино о воздушных асах. Недаром в продвижении ленты была использована песня «Любимый город» из довоенной картины «Истребители». Исподволь, где прямыми цитатами, где намеками, творцы фильма вызывают соответствующие ассоциации – от чкаловского пролета под мостом до полных драматизма предфинальных кадров из «Хроники пикирующего бомбардировщика». 

Но эти сравнения вряд ли идут на пользу ленте «Девятаев», ведь мы видим на экране, скорее, битву «железок», чем отчетливые человеческие судьбы и характеры. Компьютерная игра так и остается игрой. И даже трагическая развязка отношений Девятаева и Ларина (Павел Чинарев), предавшего друга и Родину, не способна пробудить сочувствие и сопереживание. Что и сказывается в финальных эпизодах ленты, содержащих скороговорку о дальнейшей судьбе Михаила Девятаева, ставшего Героем Советского Союза. Согласно финальному титру картины, именно он помог СССР запустить первый искусственный спутник Земли. 

Здесь мы получаем яркий пример «постправды», когда важнее воздействовать на эмоции зрителей, чем объективно изложить факты. А они заключаются в том, что в угнанном самолете хранилась важная документация по созданию немецких ракет «Фау-1» и «Фау-2». Легенда гласит, что Сергей Павлович Королев, ознакомившись с этими бумагами, понял, что советским ученым необходимо искать свой вариант создания космической ракеты, отказавшись от копирования немецких вариантов. Вот, собственно, и правда о влиянии подвига Девятаева на советскую космическую программу. Кто хочет, может проверить факты и соответствующие свидетельства (фильм консультировал сын Девятаева), а также прочесть две документальные книги самого героя. 

Гораздо больше меня волнует развитие темы плена во время Великой Отечественной войны. В последние годы в российском кино зрителям показывают почти исключительно варианты побегов наших героических военных из лагерей. Сначала герой Константина Хабенского поднял восстание в Собиборе. Потом Саша Петров уселся в танк Т-34 и лихо рванул на свободу. Нынче Павел Прилучный со товарищи в немецком секретном «Хейнкеле» успешно улетел на Родину. Возможно, эта тенденция предупреждает о дефиците свежих сценарных идей в нашем кино. Тем более что история Великой Отечественной войны содержит в себе огромное множество сюжетов, достойных экранизации.

#фильм #кино #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 80 (6918) от 06.05.2021 под заголовком «Когда домой товарищ наш вернется».


Комментарии