Турецкий Киев? Почему «мать городов русских» оказалась за пределами России

Не так давно в календаре промелькнула дата: 340 лет назад, в начале 1681 года, Киев стал российским городом. Произошло это событие в результате Бахчисарайского мирного договора, подписанного между Россией, Крымским ханством и Османской империей. А предшествовали ему весьма драматические события, когда «мать городов русских», бывшая столица древнерусского государства, побывала и под поляками, и даже (формально) под турками. Как отмечает наш собеседник, заведующий Отделом древней истории России Санкт-Петербургского института истории РАН доктор исторических наук Павел СЕДОВ, на самом деле московское государство вернуло Киев де-факто несколькими десятилетиями раньше. Но, чтобы понять его судьбу, нам не обойтись без серьезного разговора об истории отношений между Россией, Украиной, Польшей и Турцией.

Турецкий Киев? Почему «мать городов русских» оказалась за пределами России | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

– Павел Владимирович, из самого обычного школьного учебника известно: сокрушительный набег монгольского войска на Киев в 1240 году, разорение, гибель мирных жителей... А вот что было с Киевом дальше, мы как-то слабо себе представляем.

– Городу был нанесен страшный урон, и в прежнем могущественном виде он уже не существовал. Жизнь теплилась вокруг церквей и монастырей... Еще при двух поколениях после нашествия хана Батыя, когда великими князьями Владимирскими были Ярослав Всеволодович и его сыновья Андрей и Александр, Киев был формально подчинен их власти, но затем перешел в непосредственное управление ханских баскаков.

Еще одно очень важное обстоятельство: весной 1300 года митрополит Максим перенес свою резиденцию из Киева, так и не оправившегося от разорения, в великокняжеский Владимир. Это означало переход на северо-восток политического центра Руси.

...Со школьной скамьи нам памятно понятие «татаро-монгольское иго». Сейчас этого термина не то чтобы избегают, но стараются использовать более корректный – «ордынская власть». Дело в том, что иго – особо жестокая форма правления. Ордынская власть, конечно, не подарок, но и тотального и постоянного насилия Орды над Русью тоже не было. Кроме того, есть и соображения политкорректности: выражение «татаро-монгольское иго» бросает тень на нынешних татар и монголов. Зачем? Это, разумеется, не решающий аргумент, но он тоже присутствует.

Отношения между Русью и покорившей ее Ордой развивались по-разному. Русские князья женились на дочерях хана, иногда сами звали татар на помощь, чтобы решить свои отношения в притязаниях на власть. Орда переживала эпохи расцвета и упадка, там происходили свои междоусобицы. В результате одни князья поддерживали одного хана, другие – другого.

Орда не была незыблемой и неуязвимой: в 1362 году она потерпела первый крупный разгром в полевом сражении – в битве на Синих водах. Победу одержало Великое княжество Литовское, которое в ходе нашествия XIII века татары обошли стороной. И именно после этого сражения часть русской территории, подконтрольная Орде, в том числе Киев и Чернигов, оказалась под властью Литвы.

– Для Киевской земли это было благом?

– Пожалуй, что да. Киев избавился от ордынской власти, а Литва в XIV веке вела себя лояльно по отношению к православному населению. Это ведь было последнее языческое государство в Европе: оно формально приняло христианство (в католическом варианте) только после Кревской унии 1385 года. Русский язык в Литве был, если можно так сказать, вторым государственным.

Русские князья там не чувствовали себя уязвленными, они занимали в государстве высокие должности. Так что русские западные земли склонялись под власть Литвы если и под силой оружия, но без особого сопротивления. Им это было выгодно: они переставали платить дань в Орду. Правда, это не избавило Киев от разорительных татарских набегов. В 1416 году войска золотоордынского эмира Едигея почти полностью сожгли город, разорили Киево-Печерский монастырь...

В политических маневрах того времени никто уже не вспоминал о том, что Киев когда-то был «матерью городов русских». Недаром в 1471 году польско-литовский монарх Казимир IV, соперничавший с Иваном III в деле собирания русских земель, даже упразднил Киевское княжество: оно чересчур окрепло под управлением князя Семена Олельковича и грозило стать слишком уж самостоятельным.

Политика тогда исходила из реальных интересов: московский государь окончательно освободился от ордынского ига в 1480 году и состоял в союзнических отношениях с крымским ханом Менгли-Гиреем. Москва поддерживала Крым против Большой Орды, а Крым в свою очередь помогал Москве бороться с Литвой.

Осенью 1482 года крымский хан совершил разорительный набег на южные земли Великого княжества Литовского, в том числе и на Киев. Как писали московские летописи, набег был совершен «по слову» Ивана III: с просьбой о нападении на Подолье и Киев в Крым было отправлено московское посольство во главе с Михаилом Кутузовым. Согласно Никоновской летописи, ханские воины сожгли город Киев, подвергнув его страшному разграблению. Многие люди были уведены в крымский плен.

Поскольку Киев являлся «южными вратами» в Великое княжество Литовское, оно предприняло серьезные усилия, чтобы его возродить. Со всей территории государства были направлены зодчие для восстановления укреплений...

Следующим важным событием для киевских земель стало заключение в 1569 году союза между Литвой и Польским королевством, объединение их в одно государство – католическую Речь Посполитую. В ней значительная часть православного населения – украинцы и белорусы – чувствовала себя уже не так комфортно, как прежде. В XVII веке началось уже серьезное притеснение православной веры и православного населения. Ответом стало движение Богдана Хмельницкого.

– Иными словами, восстание против польского владычества?

– Да. Кстати, к тому времени земли бывшего Киевского княжества и соседние уже назывались Украиной. Поясню, о чем речь. Украина поначалу – понятие не государственное, а территориальное. Имелась в виду «окраина», «край» государства. В данных случаях ударение в слове «украина» делали на вторую гласную.

В Русском государстве XVI – XVII веков были Польская украина – это граничившие с Диким полем южные рубежи Руси, Литовская украина – западная граница, даже Немецкая украина – новгородские и псковские рубежи. Причем под Немецкой украиной подразумевались земли на границе со шведами: просто на Руси «немцами» именовали всех западных христиан-католиков.

Что касается центральной части современной территории Украины, то за ней и в Речи Посполитой, а затем и в Московском государстве XVII века закрепляется наименование Украина, хотя в России того времени чаще говорили и писали «черкасы» и Запорожская Сечь...

Движение Хмельницкого – это перелом в народном сознании. Именно тогда, в середине XVII века, Украина родилась как самостоятельная идея. Это не значит, что украинцы не чувствовали свою особость, обособленность и прежде. Чувствовали. Было и понятие «москали», но оно не носило такой современной негативной коннотации, как сейчас. Так в просторечии в Речи Посполитой называли жителей «московской стороны». Но вместе с тем было представление, что и «москали», и белорусы, и обитатели Украины – русские. Объединяющим началом была православная, или русская, вера, как ее иногда именовали в XVII веке.

В результате восстания против Речи Посполитой Украина добилась автономии во главе с выборным гетманом. Но поляки-католики, придя в себя, снова стали угнетать православных. Богдан Хмельницкий в исторической перспективе рассудил правильно: на востоке Европы действовали три мощных «игрока» – католическая Речь Посполитая, мусульманская Османская империя и православная Россия. Выбор был очевиден. Хмельницкий заключил союз с Россией, хотя в немалой степени это решение было вынужденным. Просто он понимал, что без мощной России ему не выстоять против польско-литовского государства.

Понимаете, существуют две крайности. Одна – советского времени: мол, два братских народа счастливо воссоединились. Они действительно братские, но между ними были и сложности, и даже войны. Другая, которую мы сейчас видим на Украине: Переяславская рада 1654 года – малозначимое историческое событие, поскольку Украина всегда стремилась к независимости. Между этими крайностями довольно сложная историческая реальность.

На Переяславской раде (это был всеобщий сход свободного казачьего населения) было провозглашено вхождение Украины в состав России. И Киев таким образом оказался в составе русского государства. А вот дальше начались сложности. Центральная Украина из автономии Речи Посполитой автоматически превращалась в территорию России. Москва обещала сохранить самостоятельность: выборность гетмана, привилегии городов. Украина только на этих условиях готова была пойти под власть русского царя.

– Москва была готова к таким уступкам?

– Она рассматривала подобные послабления как временные, несовместимые с сутью самодержавного государства. И шаг за шагом Москва начала стеснять украинские вольности и привилегии... А польская элита, потеряв часть своей державы, – это же катастрофа! – стала переманивать верхушку казачества, обещая ей привилегии польской шляхты. Ни у французского дворянства, ни у какой еще знати не было такой политической власти, как у польских панов и шляхты. И это, конечно, манило...

Вот почему после смерти Богдана Хмельницкого в 1657 году маятник качнулся в другую сторону. Новый гетман Иван Выговский переметнулся на сторону Речи Посполитой, заключив с нею Гадячский мирный договор. А в то время уже шла тринадцатилетняя русско-польская война (1654 – 1667). Началась она катастрофическим разгромом поляков, каких они давно не знали. Русские войска без особых усилий заняли едва ли не четвертую часть польского государства. И не потому, что они были уж так сильны. Просто Речь Посполитая тогда развалилась: на нее напала Швеция, и часть литовской знати перешла на шведскую сторону.

Но потом все покатилось в обратную сторону. В Конотопской битве 1659 года гетман Украины сражался вместе с татарским войском против русской армии, и она потерпела страшное поражение. Цвет российского дворянства был физически изрублен в бою. Сейчас официальная украинская историческая версия считает Конотопскую битву великой победой в борьбе за независимость. Но вообще-то в ней решающую роль сыграли татары.

Кончилось все Андрусовским перемирием 1667 года. Украина была поделена пополам, по Днепру: Левобережье отошло России, Правобережье – Речи Посполитой. При этом обладателем Киева, находившегося на правом берегу, была провозглашена Россия, но только на два года. Когда они миновали, поляки потребовали вернуть город, но московская сторона ответила отказом: мол, вы строите козни против русского царя, притесняете православных, Киев не отдадим!

Но тут в события вмешалась Османская империя, и все еще больше усложнилось.

– Каким образом?

– Турция тогда была на пике могущества, она пыталась подчинить себе и польские земли. Польско-турецкая война 1672 – 1676 годов закончилась поражением Речи Посполитой. По заключенному мирному договору она уступала Турции Правобережную Украину, включая Киев – формально польский, а фактически русский.

Но пока шли польско-турецкие переговоры, Россия ввела на Правобережную Украину свои войска. Началась война России с турками. Политическим центром гетманской власти на Правобережье в то время был город Чигирин. В 1677 году русские вместе с украинскими казаками отчаянными усилиями плечом к плечу отстояли его от турок. Но в следующем году те его все-таки захватили, хотя в полевом сражении у города русские и одержали победу. Кстати, обороной Чигирина командовал шотландец Патрик Гордон, который впоследствии станет одним из сподвижников Петра I. Гордон оставил очень подробный дневник, где в деталях описал ход сражения. «Чигирин был взят, но не покорен», – утверждал он.

Потеря Чигирина привела к отступлению русской армии за Днепр, имевшему катастрофический характер. И хотя в Киев турки не пошли, иностранные дипломаты сообщали о тревожных, едва ли не панических настроениях в Москве. Надо было срочно мобилизовывать все военные ресурсы, формировать новые полки...

По Бахчисарайскому миру 1681 года турки признали Киев за Россией, но большая часть Правобережной Украины осталась под их контролем. Граница с Турцией прошла буквально в нескольких верстах от Киева.

– То есть с турками Россия договорилась, а с поляками?

– Польша в свою очередь тоже хотела вернуть утраченные земли Правобережной Украины. Москва предлагала: давайте вместе повернем оружие против турок. Речь Посполитая отвечала: хорошо, только сначала верните нам Киев. В этом был камень преткновения. И все это время продолжался натиск Османской империи на христианские земли.

Чтобы осознать турецкую угрозу, надо понимать, что Венгрия уже была поделена пополам, турки грозили вторжением в Центральную Европу. В 1683 году у стен Вены произошла решающая битва объединенного христианского войска с турками, важную роль в победе над ними сыграл польский король Ян Собеский. Это сражение по сей день по праву составляет национальную гордость поляков. Оно стало переломным и для противостояния Европы и Османской империи. С этого момента турки стали отступать, а христианский мир – возвращать себе утраченные земли.

Началось обсуждение общих действий европейских государств в борьбе против турецкой угрозы. В этих условиях поляки пошли на уступки, и в 1686 году Россия заключила с Речью Посполитой «Вечный мир». По нему польская сторона навсегда признала Киев за Россией, получив за формальный отказ от него 146 тысяч рублей.

– Рискну предположить, что Киев, утраченный в XIV веке, серьезно отличался от обретенного в XVII столетии...

– Конечно. В Великом княжестве Литовском, а затем и в Речи Посполитой он занимал особое положение. Его древний статус очень высоко ценили. А после того как по Андрусовскому перемирию 1667 года Киев де-факто стал частью России, он оказал большое влияние и на нее. Основанная митрополитом Петром Могилой в 1640-х годах Киево-Могилянская академия сыграла важную роль в распространении передовых знаний для России.

Из Киева в Россию была перенесена традиция учености Речи Посполитой: латинское образование в широком смысле слова, которого в Московском государстве не было. В Речи Посполитой едва ли не каждый уважающий себя шляхтич знал язык католического богослужения.

И, конечно, в первую очередь именно из Киева в Россию проникли элементы культуры эпохи барокко. Речь шла о новых формах школьной образованности, стихосложения, церковного пения, архитектуры, одежды, даже приготовления еды.

Киев снова явился «матерью городов русских», но уже в ином смысле: речь шла об историческом воссоединении некогда единых земель, но на этот раз под властью российского самодержавия, которое на просторах Восточной Европы оказалось самым сильным государством. У меня на этот счет есть обдуманная мысль: история не бывает неправильной, бывают только неправильные ее интерпретации.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #средневековье #государство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 50 (6888) от 24.03.2021 под заголовком «Киев чуть не стал турецким».


Комментарии