2Vtzqv4Hz9U

Три дня на берегу кипящей реки. Воспоминания о битве за Невский пятачок

На этом участке невского берега росли густые сосны и ели. Левее была большая поляна, где, несмотря на осень, ковром расстилались лесные цветы. Законы природы неподвластны войне. А она здесь напоминала о себе ежечасно свистом снарядов и гулкими разрывами бомб. С наступлением темноты небо расчерчивали вражеские осветительные ракеты...

Три дня на берегу кипящей реки. Воспоминания о битве за Невский пятачок | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В середине сентября 1942 года 1-й батальон 169-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии находился в ста метрах от Невы и в пятистах от железнодорожного моста по пути на Мгу (мост был взорван, и его пролеты опустились в воду). Густой лес хорошо маскировал нас от наблюдения противника.

В один из дней к нам прибыл незнакомый капитан. Беседуя с бойцами, он спрашивал, кто кадровый военный, в каких частях служил, занимался ли спортом? Записав в блокнот несколько фамилий, он покинул расположение батальона. На следующий день наш командир Климкин вызвал пятнадцать человек, в том числе и меня. Велел получить сухой паек на два дня и находиться в полной боевой готовности.

Утром мы прибыли в пункт А, поселок Невская Дубровка. Разместились в каменном сарае. Вечером нам выдали легкие водолазные костюмы. Сказали: будем проводить пробное форсирование Невы при полном боевом снаряжении.

Нам надо было преодолеть водный рубеж 600 метров и встретиться в определенной точке на левом берегу. Плыли группами по пять человек, с трудом преодолевая бурное течение. Результаты наших действий разбирали вечером после «купания». Капитан был разочарован, мы не смогли сразу собраться в указанном месте. Сказал, что если в боевой обстановке будем так действовать, то окажемся «языками» для противника.

24 и 25 сентября мы получили новые автоматы, а роты – пополнение. Ночью стали подвозить лодки. Их маскировали, забрасывая ветками. Утро 26 сентября было пасмурным. Стояла тишина, но ее вдруг взорвал гром орудийных раскатов, среди которых угадывался «голос» «катюш». После переноса огня в глубь обороны противника лодки были спущены на воду и началось форсирование Невы.

Над ее поверхностью стелился туман, смешанный с пороховыми газами... Видимость была очень плохой. Лодки оказались плоскодонными, неустойчивыми. От взрывов опрокидывались вместе с бойцами. До противоположного берега добрались с ощутимыми потерями. Немцы после первых залпов покинули траншеи, побросав все, даже пулеметы.

Ночь прошла более-менее тихо. Утром неприятель пришел в себя и начал прощупывать наше расположение. Вел огонь из стрелкового оружия, видимо, боялся нанести урон своим войскам. Трудно было вначале точно разграничить линию фронта, да и менялась она ежечасно. Мы экономили боеприпасы и отвечали только наверняка.

Надо сказать, что противник, стоящий перед нами, располагал довольно большими силами. Напряженность боя возрастала. Огонь был настолько плотным, что мы передвигались только ползком. Наши ряды редели. Раненых перевязывать было некому, и большинство из них погибали от потери крови. Каждый боец был задействован в обороне и не мог заниматься эвакуацией раненых, да и не на чем – лодки унесло течением.

Пополнение не присылали, и мы с трудом удерживали эту узкую полоску левого берега Невы. Через трое суток боевых действий поступила команда: ночью отходить на правый берег. Плавсредств не было, а Нева показалась нам черной бездной. Выручили спасательные пояса, которыми нас снабдили моряки. Когда возвратились в свои землянки, попадали от изнеможения...

Вот как коротко было впоследствии написано о нашей битве за Невский пятачок. «28 сентября 1942 года. В самом разгаре две взаимоисключающие операции – советские войска грызут немецкую оборону с целью прорвать блокаду, войска германские пытаются кольцо блокады сделать сплошным. На левом берегу Невы уже 26 сентября оторвали кусок земли три батальона 169-го стрелкового полка 86-й стрелковой дивизии. С целью расширения плацдарма рядом начинают переправу подразделения 252-го стрелкового полка 70-й дивизии».

Через плацдарм на Неве, получивший название «Невский пятачок», прошли сотни тысяч воинов. Многие погибли в этом кромешном аду. От нашего полка остались единицы. Но с разных участков Ленинградского фронта сюда прибывали новые полки, бригады, дивизии. Формировались десантные батальоны, через кипящую от взрывов Неву их перебрасывали на другой берег... И это продолжалось до тех пор, пока 18 января 1943 года не была прорвана блокада Ленинграда.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Невский пятачок #Великая Отечественная война #история #воспоминания

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6828) от 16.12.2020 под заголовком «Три дня на берегу кипящей Невы».


Комментарии