Трамвай против автомобиля. История странного ДТП у Троицкого моста

«Согласно полицейскому протоколу № 1491, составленному полицией 3‑го участка Петербургской части, 23 апреля сего года трамвай № 1228, вагоновожатый № 603 наехал на автомобиль моего верителя и причинил ему сложный перелом ноги». Так начиналось ходатайство, поданное помощником присяжного поверенного Эрихом Зивертом в городскую управу и напечатанное в «Известиях Санкт-Петербургской городской думы» в 1912 году.

Трамвай против автомобиля. История странного ДТП у Троицкого моста | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

В ходе разбирательств присяжный поверенный представлял интересы прусского подданного Карла Карловича Крюммеля, отец которого, Карл-Людвиг, был весьма примечательной личностью. Обосновавшись в Петербурге, он занялся здесь нужным для города новаторским делом — строительством многоэтажных автомобильных гаражей. Крюммель-старший построил в российской столице оборудованные подъемниками для автомобилей гаражи в Ковенском переулке, на Дивенской, Большой Посадской улицах, стал основателем нескольких автотранспортных фирм.

В тот злополучный апрельский день 1911 года в автомобиле находились сыновья Крюммеля — Адольф и Карл. Машина была вынуждена остановиться на рельсах, чтобы не наехать на скопившихся в ожидании трамвая пассажиров, но при этом заглохла. Адольф остался за рулем, Карл вышел, чтобы завести мотор.

Появившийся трамвай почему‑то не стал тормозить. Присяжный поверенный в своем прошении отмечал, что виновен исключительно вагоновожатый, и безмерно удивлялся: «Трамвай, идущий из Новой Деревни, значит, имевший перед собой совершено… ничем не закрытый путь, с остановки у начала Каменно­островского проспекта (дом ­Лидваля) несся ­быстрым ходом и, несмотря на знаки и махания публики, не говоря уже о том, что сам должен был видеть, так как было светло и перед ним ровный путь, не остановил, даже не замедлил хода трамвая, налетел на автомобиль и тем самым переломил ногу моему верителю».

Месяц Карл Крюммель-младший пролежал в больнице, следом еще два с половиной месяца пробыл в гипсе, да и потом ходил «с трудом и болью». Теперь же он требовал компенсации 20 875 руб­лей за упущенную выгоду, так как во время лечения не мог исполнять свои обязанности в фирме отца. Трамвай принадлежал городу, так что прошение и было адресовано городским властям.

Свидетели подтвердили, что потерпевший сделал все от него зависящее, чтобы привлечь внимание вагоновожатого и предотвратить столкновение. Тот в свое оправдание лишь твердил, что не заметил человека у автомобиля…

Привлеченный к делу юрисконсульт докладывал, что вина города неоспорима, а вот размер запрошенной компенсации несколько преувеличен, поскольку потерпевший утратил трудоспособность лишь частично. Полагая, что чиновникам следует более разумно, «не доводя дело до суда, окончить его миром», правовед предлагал выплатить пострадавшему сумму в размере от 5 до 8 тысяч рублей. Город признал доводы убедительными, пошел на мировую и выплатил Крюммелю компенсацию 4 тысячи рублей.

История на самом деле достаточно характерная для того времени. В начале XX века, когда городские улицы практически одновременно стали заполнять и трамваи, и частные автомобили, и автобусы (при этом, разумеется, никуда не исчез и конный транспорт), ДТП случались с пугающей частотой.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #ДТП #транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 73 (7156) от 22.04.2022 под заголовком «Странное ДТП у Троицкого моста».


Комментарии