Пятилетняя девочка попала под паровую конку: ДТП столетней давности

«Вчера, 1-го мая, около 7 часов вечера, дочь столяра Анна Смирнова, 5 лет, проживающая при родителях в доме № 42 по Большому Сампсониевскому просп., проходила с матерью по Нейшлотскому пер. На углу Большого Сампсониевского проспекта девочка отбежала от матери и каким-то образом попала под паровоз Лесной паровой конки» — так «Петербургский листок» в номере от 2 мая 1914 года начинал рассказ о дорожно-транспортном происшествии.

Пятилетняя девочка попала под паровую конку: ДТП столетней давности | Изображение Samson Jay с сайта Pixabay

Изображение Samson Jay с сайта Pixabay

Паровая железная дорога появилась в Петербурге в 1882 году. Вместо лошадей вагоны тянул паровоз, облаченный в прямоугольный металлический кожух, - с виду как вагон, только с трубой.

Функционировало несколько линий. Первой вступила в строй Невская пригородная конно-железная дорога - от Николаевского (Московского) вокзала до Невского завода, что на нынешнем пр. Обуховской Обороны. Та самая, которая была воспета Ахматовой: «Паровик идет до Скорбящей, // И гудочек его щемящий // Откликается над Невой».

В 1887 году открылось регулярное движение по Лесной линии: от Военно-медицинской академии - в район Лесного института.

Этот вид транспорта, парадоксально называвшийся паровой конкой, обладал заметным преимуществом перед «классической» конкой. Паровозу не требовался отдых, он не засорял улицы «отходами жизнедеятельности» (дым не в счет: большинство петербургских домов топилось дровами), мог тянуть несколько вагонов, ехал чуть быстрее запряженных в вагон лошадей - со скоростью около 10 км/час.

С 1907 года все типы конок стали постепенно вытесняться электрическими трамваями, однако паровики продолжали действовать. Паровозное движение на Лесной линии прекратилось в 1918 году, на Невской - в 1922-м.

Однако вернемся к истории, с которой мы начали наш рассказ. Девочке повезло. Ее спас зазор между паровозом и дорогой, достаточный для того, чтобы не задеть упавшего ребенка. Находившиеся рядом полицейские немедленно телефонировали в парк, чтобы на место происшествия доставили домкраты: нужно было как можно скорее поднять паровик.

Пока ждали инструменты, к месту происшествия стал стягиваться трудовой люд Выборгской стороны. «Многие из них по случаю первого мая были «в градусах» и в довольно бурном настроении», - зафиксировал журналист «Петербургского листка». В тот день в разных частях города сконцентрировались большие группы бастовавших по случаю праздника рабочих: по официальным данным, 1 мая 1914 года в Петербурге прекратили работу 130 тыс. человек.

Увидев остановившийся паровик и полицейских, рабочие, как указывалось в газете, «немедленно же решили учинить суд как над оказавшимися на месте случая чинами полиции, так и служащими паровой конки». Они стали забрасывать камнями полицейских и вагоны, ранив при этом околоточного надзирателя и городового. В этот момент из парка прибыл поезд с домкратами - досталось и ему, причем был ранен машинист.

Вряд ли рабочие задумывались о том, что ребенку, лежавшему под поездом, требовалась срочная помощь. Метание камней было способом недовольных заявить о себе - нужен был лишь повод. Так, в тот же день за Нарвской заставой другие рабочие напали на вагон конки, требуя, чтобы кондуктор и кучер присоединились к забастовке. Получив отказ, забастовщики, как сообщалось в одной из газет, «стали бросать камнями, выбили много стекол и произвели панику среди пассажиров».

Чтобы дать возможность техническим специалистам поднять паровик и спасти ребенка, пришлось вызывать отряды конной и пешей полиции. «При помощи домкратов паровоз наконец подняли и из-под него освободили плакавшую девочку, которую отправили в Выборгскую детскую больницу», - сообщал репортер. Ребенок отделался ушибами и царапинами...

А несколько сотен рабочих, вскоре вновь собравшихся на том же перекрестке, «выбросили красный флаг и с пением революционных песен» двинулись по проспекту, но были разогнаны полицией. Около десятка человек были схвачены полицией, а всего по городу в тот день она задержала 46 демонстрантов.

#конка #история #царская Россия

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6430) от 26.04.2019 под заголовком «Нападение на паровик».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».