Тракт без набережной. Что изображено на гравюре середины XIX века

На гравюре середины XIX века – Шлиссельбургский тракт, нынешний проспект Обуховской Обороны. Вдоль него – обращенная к Неве часть села Фарфорового завода. Движение здесь всегда было оживленным...

Тракт без набережной. Что изображено на гравюре середины XIX века | Изображенный на гравюре берег Невы довольно высок и крут. Спуски с него ведут к мосткам и причалам яличных перевозов. Их содержали частные лица, заключавшие договоры с администрацией Императорского фарфорового завода. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Изображенный на гравюре берег Невы довольно высок и крут. Спуски с него ведут к мосткам и причалам яличных перевозов. Их содержали частные лица, заключавшие договоры с администрацией Императорского фарфорового завода. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

В правой части  – одноэтажное, на высоком подвале, здание завода, сооруженное в 1780-х годах по проекту архитектора С. П. Берникова. Изначально оно состояло из двух корпусов, построенных в одну линию и подведенных под одну крышу. Там помещались производство, склады, а также контора. В советское время здание надстроили на один этаж, таким оно дошло до нашего времени.

За главным зданием завода видно еще несколько относящихся к нему небольших сооружений. Теперь на их месте два относительно новых корпуса: один, лишенный каких бы то ни было архитектурных изысков, возвели в 1960-х годах, другой, более нарядный,  – в 1975-м. В них кроме всего прочего ныне находится Музей Императорского фарфорового завода (один из экспозиционных комплексов Государственного Эрмитажа).

Вдали видна церковь Преображения Господня с колокольней. Она расположена на другой стороне Шлиссельбургского тракта, на насыпном мысу. Храм окружен пышной зеленью, в тени которой укрыта самая старая и богатая часть Преображенского Фарфоровского кладбища. От всего этого великолепия сейчас остался лишь выступ на набережной. Церковь и кладбище были уничтожены в 1930-е годы при строительстве Володарского моста...

На гравюре мы видим еще совершенно дикий, практически никак не облагороженный берег реки. Набережную Невы в селе Фарфорового завода стали обустраивать в конце XIX века, да и то лишь напротив заводских зданий. Она была деревянной. В 1901 году набережная была настолько сильно повреждена ледоходом, что в некоторых местах пешеходная дорога обвалилась. На ремонт потребовалось более четырех тысяч рублей.

Во второй половине 1920-х годов в связи с предстоящим строительством Володарского моста набережную облицевали камнем. Однако в настоящее время та ее часть, что напротив Императорского фарфорового завода, пребывает в печальном состоянии и требует не столько ремонта, сколько реконструкции.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #искусство #Невский район

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 164 (7002) от 03.09.2021 под заголовком «Тракт без набережной».


Комментарии