Тот, кто фотографировал Петербург. Как сложилась судьба Карла Буллы

Карл Карлович Булла, чье имя упомянуто в названии нашей рубрики, в особых представлениях не нуждается. Его снимки, изображающие Петербург начала ХХ века, стали уже хрестоматийными. Однако за скобками осталась его личная жизнь, хотя биография фотохудожника, впрочем, как и любого другого человека, состояла не только из творчества и профессионального роста...

Тот, кто фотографировал Петербург. Как сложилась судьба Карла Буллы | Из собрания Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы

Из собрания Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы

Первая и вторая жены Карла Буллы, Розалия и Элеонора Глинские, были родными сестрами. Их семейные корни - в Гельсингфорсе.

Розалия и Карл поженились в конце 1875 года, а в следующем году министр внутренних дел разрешил им вступить в русское подданство. В семье родились сын и две дочери, но они умерли в младенчестве, а в марте 1880 года не стало и Розалии.

Спустя всего несколько месяцев Карл женился на ее младшей сестре. У них появились трое сыновей и три дочери, однако несчастья словно шли по пятам. В младенчестве умерли дочери и один из сыновей. А в начале января 1899 года ушла из жизни и Элеонора...

Причиной стали болезни, ныне объединяемые общим понятием «туберкулез». Элеонора и семеро детей от обоих браков Карла Буллы были похоронены на Выборгском римско-католическом кладбище в Петербурге. В 1930-х годах его уничтожили, на этом месте теперь промзона...

Семейные трагедии в жизни Карла Буллы происходили как раз тогда, когда он завоевал признание власти и общества, стал лучшим фоторепортером столицы Российской империи. Ему, овдовевшему второй раз, было всего сорок пять лет. Поэтому в одиночестве он оставался недолго.

Счастливый случай: в начале 1900-х годов он принял на работу служанку, приехавшую в Петербург с острова Эзель (ныне Сааремаа в Эстонии) в поисках работы. Звали ее Кристина-Юлиана Ласкевич (в девичестве Кесельберг). Она была моложе Карла на двадцать два года, тоже вдова и тоже потеряла сына, оставшись с дочерью.

В начале сентября 1906 года Карл и Кристина-Юлиана обвенчались в римско-католической церкви Святой Екатерины. Потомства у них не было, но жена фотографа оказалась заботливой, готовой на все ради мужа. Она нашла общий язык с его взрослыми сыновьями, а один из них, Виктор, даже был свидетелем на их свадьбе. Карл же помог ее дочери получить образование в гимназии при католической церкви. Летние месяцы семейство проводило на даче в Елизаветине под Гатчиной.

21 июля 1914 года, вскоре после начала Первой мировой войны, Карл Булла и его сыновья были арестованы за фотографирование военных кораблей. Видимо, власти забыли о собственном разрешении на такие съемки, выданном фотографу десятью годами ранее. Сыновей вскоре выпустили, а за освобождение Карла Карловича пришлось побороться его жене: она отправила прошение на имя самой императрицы. Но на свободу он вышел только в начале октября...

После революции, в июле 1918 года, Карл Булла отправился с женой в Эстонию, на ее родной остров Эзель, и там остался. Супруга делала все, чтобы Карл Карлович продолжал заниматься любимым делом. На его снимках, сделанных на острове, запечатлена повседневная жизнь обитателей: крестьянские будни, быт, отдых, праздники. В том самом доме, где Карл Карлович прожил до своей кончины, случившейся 28 ноября 1929 года, - теперь музей-усадьба «Дом Буллы», филиал петербургского Фонда исторической фотографии имени Карла Буллы.

Продолжателями дела Карла Карловича стали двое его сыновей, рожденных от второй жены. Оба они унаследовали талант и мастерство отца. Александр был мастером портретной фотографии, стезей Виктора стал репортаж.

Отъезд отца в «буржуазную» Эстонию на первых порах не портил им карьеру. Тем более что они приняли советскую власть, вписались в новую действительность, занимаясь практически тем же, чем и их отец при царском режиме. Оба были близки к верхам. Александр Булла, к примеру, в 1918 году фотографировал вождей - Троцкого и Зиновьева. Виктор Булла запечатлел Ленина, Сталина, Кирова, его даже называли «летописцем революции».

Но затем все сложилось печально. Александра Буллу в 1928 году арестовали, обвинили в шпионаже и отправили на пять лет на Соловки. Можно сказать, он еще счастливо отделался. В 1934 году Александра освободили, и он поселился в Москве у своей дочери от первой жены - Ирмгард-Марианны, где и прожил до самой смерти в 1943 году.

Его больше не трогали, но и фотоделом он перестал заниматься. А вот его дочь, которую в семье звали Муля, прожила всю жизнь в страхе: по национальности - немка, уроженка Германии, дед - эмигрант, отец и дядя осуждены за шпионаж. Умерла она в начале 1970-х, и соседи по коммуналке растащили все, что она хранила в память о семье, - фотографии, реликвии, мебель...

Виктор Булла погиб во время большого террора - 30 октября 1938 года. Его жена Вера Константиновна, дочь солиста Мариинского театра Константина Серебрякова, пережила его на много лет и ушла из жизни в 1980 году.

Сын Виктора Юрий, ставший продолжателем династии, был до войны фотокором газеты «Ленинские искры», учился в Институте физкультуры имени Лесгафта. В августе 1941 года он был призван в армию и пропал без вести на фронте. Предположительно - в конце ноября того же года, когда он стал участником Шлиссельбургского десанта... Сын Константин умер в блокадном Ленинграде.

Из всех детей Виктора Буллы только его дочь Валентина дожила до наших дней. Она работала зубным врачом, ушла из жизни в 2005 году. Ее сын Андрей Леонович Каминский, полковник милиции, единственный правнук Карла Карловича Буллы, скончался спустя четыре года. На нем линия Карла Буллы пресеклась...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#фотография #судьба #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 036 (6634) от 28.02.2020 под заголовком «Остров Эзель, ставший судьбой».


Комментарии