«Опасные» фото начала XX века. История одной семьи

Эту старинную фотографию моего деда по маминой линии Николая Ивановича Бакуля в советское время в семье тщательно прятали. Про деда я знал только то, что он служил в царской армии, был офицером. Из-за чего у мамы и ее брата Валентина Николаевича Бакуля случались неприятности.

«Опасные» фото начала XX века. История одной семьи | Поручик Отдельного корпуса пограничной стражи Николай Иванович Бакуль с семьей, 1910 г. Из архива автора

Поручик Отдельного корпуса пограничной стражи Николай Иванович Бакуль с семьей, 1910 г. Из архива автора

В 1928 году маминого брата даже исключили из Харьковского института по доносу за «сокрытие социального происхождения (сын царского офицера)». А спустя тридцать лет по повторному доносу (кто-то «настучал», что в домашнем кабинете ученого висит портрет «белого офицера») он едва не лишился должности директора Центрального конструкторского технического бюро твердосплавного и алмазного инструмента. Теперь это Институт сверхтвердых материалов, который с 1990 года носит имя Валентина Бакуля, Героя Социалистического Труда.

К счастью, пришли другие времена, когда присутствие в родословной царского офицера стало уже не темным пятном, а, наоборот, предметом гордости. В Российском государственном военно-историческом архиве мне удалось найти послужной список моего деда - подпоручика 129-го пехотного Бессарабского его императорского высочества великого князя Михаила Александровича полка. Из этого документа я узнал, что Николай Бакуль «родился 5 апреля 1878 г., происхождения из мещан Бессарабской губ. гор. Сороки, православного вероисповедания, родители имеют два дома в гор. Сороки».

Окончив сорокинское училище, в 1897 году он «поступил добровольно со стороны в учебный унтер-офицерский батальон, спустя два года был произведен в младшие унтер-офицеры и назначен на службу в 10-й Восточно-Сибирский стрелковый полк. Расквартирован он был в Порт-Артуре. В 1900 году, как значится в документах, дед «был в походах и делах против китайцев. Участвовал при взятии позиций под городом Тянь-Зином». За «китайскую кампанию 1900 - 1901 гг.» был награжден серебряной медалью.

В 1904 году Николай Бакуль окончил иркутское пехотное юнкерское училище, был произведен в подпоручики и направлен на место службы в 129-й пехотный Бессарабский полк, расквартированный в Киеве. Увы, на этом послужной список, который мне удалось найти в архиве, заканчивался. А что было дальше?..

Моя бабушка, Александра Григорьевна Давыденко, из Иркутска: вот где, значит, они с дедом познакомились. Также удалось узнать, что он добровольно отправился на Русско-японскую войну, за храбрость в боях был награжден орденом Св. Станислава III степени и медалью с надписью: «Да вознесет Вас Господь в свое время». В феврале 1906 года он вернулся в Бессарабский полк, который в то время - в стране было неспокойно - был командирован в Кутаиси «для охраны почтовых станций, казначейств, тюрем и содействию гражданским властям».

И вот тут - интересное пересечение. Известно, что Сталин, революционер по кличке Коба, как раз в ту пору руководил «партизанской операцией» (иными словами, революционной экспроприацией) по изъятию оружия из кутаисского цейхгауза (2000 винтовок).

Теперь ясно, почему бабушка так тщательно прятала фотографии моего деда, а то бы стало известно, что он воевал против самого товарища Сталина. А родившемуся 29 июля 1908 года в Кутаиси сыну Валентину, чтобы потом никто не задавал лишних вопросов, несколько «откорректировали» метрику: якобы он родился в селе Чернышовка Подольской губернии. И стало понятно, почему мою маму, родившуюся в августе 1906 года, назвали Тамарой - в память грузинской царицы, прославленной Шота Руставели в поэме «Витязь в тигровой шкуре», и эта старинная книга хранилась в маминой библиотеке...

Вот так, шаг за шагом, я разгадывал тайны семейной истории. В домашнем архиве сохранилось полтора десятка фотографий деда, с 1904-го по 1919 год. На одной из фотографий, сделанной в Киеве в 1910 году, на его эполетах видно число «13». Что оно значило? Ответ удалось найти только в этом году: 28 октября нынешнего года отмечалось 125-летие пограничных войск, и в Интернете появились публикации по их истории. Там мне и удалось найти сведения, что мой дед 18 октября 1909 года был зачислен в 13-ю Пограничную велюнскую бригаду 3-го округа Отдельного корпуса пограничной стражи. Так вот что означала «шифровка»!

И вот тогда наконец-то «опасная» фотография заговорила. Мой дед, находясь в отпуске, сфотографировался на память со всей семьей. Одев парадную форму, усадив на колени любимую дочь Тамару, полуторагодовалого Валентина - на столик, рядом с мамой, а старшую дочь Шуру в кресло... На мундире деда кроме наград виден нагрудный знак 129-го Бессарабского полка, отчеканенный к его столетию.

В 1915 году «за отлично-усердную службу и труды понесенные во время военных действий» дед был награжден орденом Св. Анны III степени и произведен в ротмистры. После Октябрьской революции он не примкнул ни к красным, ни к белым, а пробрался к семье в Киев. Хотел вернуться в свои Сороки, но в ноябре 1918 года этот городок отошел к Румынии. Семья поселилась на Украине напротив родных Сорок на другом берегу Днестра (ставшего пограничной рекой) в селе Великая-Косница. Спустя два года, в 1920-м, Николай Бакуль умер от сыпного тифа. Чтя память отца, мама, выходя замуж, не стала менять фамилию.

#история #память #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 224 (6333) от 30.11.2018 под заголовком ««Опасное» фото».


Комментарии