Торговец праздником: «с начала ХХ века воздушные шарики украшали все городские праздники»
Когда смотришь на этот снимок, приходят на память строки замечательного детского писателя Эдуарда Успенского: «Продавец Иван Петров // Для продажи в парке // Сто раскрашенных шаров // Нес на длинной палке». Даже несмотря на то, что эти стихи из сборника «Воздушные шары», вышедшего в начале 1970‑х годов, с фотографией разделяют более полувека…
Торговец шариками попал в объектив фотографа на Знаменской площади — нынешней площади Восстания. За его спиной — Знаменская церковь, на месте которой ныне находится станция метро./ФОТО из ЦГАКФФД СПб/РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Двести лет назад, в середине 1820‑х годов, английский физик Майкл Фарадей в процессе опытов, доказывающих пластичность резины, сделал первый в мире воздушный шарик. «При наполнении газом он становится прозрачным и приобретает подъемную силу», — записал ученый.
Вскоре его открытие нашло практическое применение: некий предприимчивый коммерсант наладил выпуск необычной игрушки. Покупателю предлагался комплект: бутылочка с жидкой резиной и шприц. Выдуть из полученного мешочка шарик он должен был самостоятельно.
К середине XIX века воздушные шарики стали производить в промышленном масштабе. В Петербурге детские резиновые игрушки выпускал завод «Проводник» — одно из самых известных предприятий по производству огромного ассортимента резиновых изделий в Российской империи.
Гусар в профиль. Как легендарный герой войны 1812 года появился на знаменитой картинеС начала ХХ века воздушные шарики украшали все городские праздники. Они парили над землей, вызывая искренний восторг гуляющих. Без них не обходился и ни один детский праздник. Торговали шарами обычно в многолюдных местах — на площадях, бульварах, в общественных садах. Цветные шарики на радость детворе предлагали уличные продавцы.
«На перекрестках продавали моченые яблоки в белых новых ушатах, халву, похожую цветом на уличный снег, и воздушные шары. Эти шары были видны издалека. Разноцветными блестящими гроздьями они поднимались и плавали над головами прохожих», — писал Александр Куприн в вышедшем в 1902 году рассказе «В цирке»…
Многие помнят, что в советские времена шарики можно было купить в киосках «Союзпечати». Выглядели они невзрачно и были похожи на мятую тряпочку. Кто‑либо из взрослых, чаще всего папа, старался надуть шарик как можно больше. Когда он достигал желаемой величины, его надо быстро и аккуратно завязать ниткой. Случалось, что резина не выдерживала и шарик с грохотом лопался. Надутые ртом шары высоко не взлетали и неслись за своим владельцем на уровне его роста.
Но ощущение праздника приносил любой шарик. И если он вырывался из рук и взлетал к облакам, казалось, что твой шарик полетит далеко-далеко и где‑нибудь на другом конце Земли его кто‑нибудь поймает. Ведь выпущенный в свободный полет шарик — это привет всем, кто его увидит!
«Как я рад, что этот шарик, очень, очень ярко-синий, есть на нитке у меня!» — звучало в детской песенке. Шарики выпускались и круглые, и овальные, и вытянутые, как колбасы. Длинными шарами детвора предпочитала сражаться — подбежать сзади и хлопнуть им зазевавшегося по спине.
Во время закрытия Олимпиады-80 ее символ — большого доброго медведя — под песню «До свиданья, наш ласковый Миша, Возвращайся в свой сказочный лес!» уносила в небо связка из двадцати четырех разноцветных шаров…
Читайте также:
Отказали в награде. Спасение крестьянки описано в документах исторического архива Петербурга
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7877) от 28.03.2025 под заголовком «Шарик с праздника».




Комментарии