Театральный караул. Как студенты поссорились с гвардейцем

Случилось это в мае 1859 года. Двое студентов физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета «словом и делом» оскорбили дежурившего в Александринском театре офицера лейб-гвардии Гатчинского полка прапорщика Шембеля.

Театральный караул. Как студенты поссорились с гвардейцем | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

На следующий день столичный генерал-губернатор Павел Игнатьев сообщил о случившемся Александру II. Подробности этой громкой истории сохранили документы Российского государственного исторического архива.

Прапорщик Шембель находился в театре в качестве караульного офицера: он должен был наблюдать за порядком, производить смену часовых и покидать театр «не прежде, как публика разойдется». Согласно установленному порядку, дежурившие в «храмах искусства» офицеры не должны были «скидывать с себя киверов». Собственно, головной убор и послужил причиной конфликта.

По словам офицера, в тот день во время дивертисмента (музыкального антракта) он дежурил в партере между креслами и более дешевыми местами за ними, «имея каску на голове». В этот момент сидевший позади него студент Петр Алексеев заявил: «Господин офицер, вы стоите не на своем месте, султан ваш нам мешает видеть». Юноша имел в виду украшающий головной убор пышный пучок из конского волоса. После этого молодой человек схватил Шембеля «с невежеством за руку» и отодвинул его в сторону, чтобы тот не закрывал сцену.

Гвардеец посчитал себя оскорбленным и потащил обидчика в коридор, чтобы передать его в руки полицейского пристава. Тут в дело вмешался второй студент, Дмитрий Аверкиев, который в присутствии публики назвал Шембеля дураком. После этого оба возмутителя спокойствия были доставлены к петербургскому обер-полицмейстеру Петру Шувалову.

Александр II распорядился, чтобы полиция провела надлежащее расследование. Были допрошены обе стороны конфликта, а также посетители театра, ставшие свидетелями инцидента. Прапорщик Шембель повторил свои первоначальные показания, однако умолчал при этом о том, что Аверкиев словесно оскорбил его.

Студенты представили свою версию событий. По их словам, когда на сцене шел дивертисмент, «стоял перед ними офицер в каске с султаном» и закрывал им обзор. Они дважды просили его посторониться, но он «не только не уважил их просьбы, но и другим стоявшим возле него сказал, чтобы они не трогались». По этой причине Алексеев и «отвел офицера рукою в сторону». А когда Аверкиев с укором обратился к Шембелю, мол, как ему не стыдно затевать историю из пустяков, тот вместо ответа проворчал ему вслед сквозь зубы: «Сволочь!». «Это так меня взбесило, – вспоминал Аверкиев, – что я в ответ на дерзость Шембеля сказал ему: «дурак».

Присутствовавший при инциденте коллежский секретарь Григорьев подтвердил, что прозвучали эти слова. Кроме того, он слышал, как офицер Шембель, обращаясь к студентам, говорил: «Вы дети, вы трусы» и «Кто вы такие».

Другой свидетель, коллежский секретарь Ничипоренко, показал, что гвардеец во время представления действительно «стоял против студента Алексеева, так что тому ничего не было видно», а затем оскорбил его товарища. То же самое рассказал и третий свидетель, купец Зимин.

Несмотря на то что оба студента аттестовались университетским начальством как «отличные» по поведению, а прапорщик Шембель во многом спровоцировал конфликт, товарищ министра народного просвещения Николай Муханов (именно ему было поручено вынести окончательное решение по делу) распорядился подвергнуть Алексеева и Аверкиева трехдневному аресту. Чиновник посчитал, что молодым людям не следовало собственноручно отодвигать в сторону закрывшего им обзор офицера и вступать в перебранку: вместо этого надлежало «принести, кому следует, жалобу»...

Интересно, что оба попавших в театральную историю студента в будущем стали достаточно известными людьми. Петр Алексеев в 27 лет защитил докторскую диссертацию по химии, стал профессором киевского Университета Св. Владимира и одним из основателей Русского химического общества, выпустил в свет «Учебник органической химии», выдержавший несколько изданий. Дмитрий Аверкиев вырос в успешного драматурга и публициста, дружил с Федором Достоевским, который высоко ценил его талант, и даже был свидетелем на свадьбе писателя с его второй женой Анной Сниткиной.

В 1885 и 1886 годах Петр Аверкиев издавал в Петербурге, по примеру Достоевского, ежемесячный журнал «Дневник писателя». Как и одноименное издание, он был философско-литературным и почти полностью состоял из собственных произведений Аверкиева – рассказов, очерков, публицистических статей и стихотворений.

В числе всего прочего он написал «Комедию о российском дворянине Фроле Скобееве», главный герой которой, молодой дворянин XVII века, пытался выбиться в люди при помощи удачной женитьбы. Ее премьера состоялась 30 декабря 1868 года на сцене того самого Александринского театра, где девятью годами ранее с автором приключился неприятный эпизод. И, кстати, имела большой успех. В 1892 году, в знак уважения к литературно-публицистической деятельности Аверкиева, император Александр III пожаловал ему пенсию две тысячи рублей в год.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #скандал #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7011) от 17.09.2021 под заголовком «Театральный караул».


Комментарии