Тайна оперной дивы. Кто запечатлен на неизвестной работе Маковского?
В этом рассказе пытливый читатель может найти допущения и условности, и тем не менее рискну вынести свое повествованиена суд публики. Не так давно мне довелось увидеть у своих дальних родственников трогательное живописное произведение: пухленький младенец, лежащий на развернутых пеленках. На обороте – дарственная авторская надпись: «Многоуважаемой Елизавете Федоровне Петренко на добрую память от благодарного К. Маковского».
Тайна этого полотна художника Константина Маковского не раскрыта до сих пор. / РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА
Константин Егорович Маковский известен как один из самых крупных живописцев и портретистов ХIХ – начала ХХ века. Его картины ценились очень дорого и продавались нарасхват. Художник был «любимцем государя» и «денежных тузов» – так писал о своем отце Сергей Маковский.
Увы, художник, восхищенный золотым голосом Елизаветы Петренко, актрисы Мариинской оперы, не оставил даты на портрете ее младенца. Когда же могла быть создана эта картина? Точно не позже сентября 1915 года, поскольку именно тогда Константина Маковского не стало. Он погиб в Петрограде по нелепой случайности: лошадь, испугавшись трамвая, перевернула пролетку, в которой находился 76-летний художник. Маковский ударился головой о мостовую. Потребовалась операция, но сердце не выдержало слишком сильной дозы хлороформа.
Что же касается оперной дивы Елизаветы Петренко, то она в 1905 – 1915 годах была солисткой Мариинки. В 1906 году вышла замуж за врача Императорской военно-медицинской академии Сергея Романовича Миротворцева. Это известный хирург, который прошел пять войн, в советское время стал заслуженным деятелем науки РСФСР.
Согласно данным хранящегося в РГИА архивного дела «О службе артистки Елизаветы Петренко», дирекция императорских театров заключала с актрисой контракты, в которых оговаривались очень жесткие условия: «Если г-жа Петренко уклонится от участия в каком-либо спектакле по болезни или по другой причине, то за каждый такой отказ, Дирекция будет вычитать у нее из жалования 1/50 части полного содержания».
За десятилетнюю службу оказалось только 12 «уклонений по болезни» по одному дню, которые Петренко каждый раз отрабатывала, чтобы не быть подвергнутой штрафу.
В деле нет никаких свидетельств «уклонения» по беременности и родам. Однако нашелся весьма любопытный документ: свидетельство, выданное 20 августа 1910 года Елизавете Петренко ассистентом госпитальной хирургии Императорской военно-медицинской академии Д. Кузнецким. В нем указывалось: «19-го Августа 1910 г. ей было произведено мною операция по поводу нарыва на ноге. Вследствие этого г-жа Петренко принуждена лежать в постели, и раньше двух с половиной или трех недель безусловно не может выступать на сцене, что и удостоверяю своей подписью и приложением именной печати».
Может быть, действительно и был у певицы нарыв на ноге, но все-таки есть некоторые основания предполагать, что именно таким образом был оформлен короткий декретный отпуск, который приходилось скрывать, поскольку ребенок был незаконнорожденным. И помогал в сокрытии муж, служивший в Военно-медицинской академии. Развод не могли оформить, поскольку тогда пришлось бы предать огласке случившееся, а так как оба супруга были императорскими служащими, то еще следовало получить согласие на развод от самого Николая II. Разразившийся скандал вполне мог лишить обоих привилегированных должностей с высокими жалованьями.
Известно точно, что спустя два года супруги тихо расстались. Миротворцев женился на дочери «чернорабочего Гвоздильного завода», а у Петренко в 1915 году возникла обоюдная любовь с «королем смеха» Аркадием Аверченко. Она была гражданской женой писателя вплоть до его эмиграции в 1920 году...
Сведений о ребенке Елизаветы Петренко нет в биографических очерках, посвященных артистке, не знают о нем и ее потомки. Однако вот любопытный факт: в 1915 году Аверченко опубликовал сборник веселых рассказов о детях «Шалуны и ротозеи», в 1916-м – «О маленьких – для больших», которые литературоведы относят к числу лучших книг писателя. Один из рассказов заканчивался замечательной фразой: «Можно ли не любить детей?». Почему бы не допустить, что оба произведения написаны в том числе и по впечатлениям от общения с ребенком Елизаветы Петренко?..
В монографии искусствоведа Марии Переверзевой, посвященной певице, есть упоминания о ее родственнице – Вере Николаевне Петренко, жизнь которой «в течение почти 40 лет протекала вблизи» Елизаветы Федоровны и которая «находилась рядом с ней до последних дней ее жизни». Разница в возрасте между ними составляла примерно 20 – 30 лет. Загадочная Вера Николаевна боготворила Елизавету Федоровну, брала на себя все заботы по хозяйству. Почему бы не предположить, что это и была внебрачная дочь певицы, которую приходилось выдавать окружающим за «ближайшего друга» и «родственницу»?
Более того, после смерти Елизаветы Федоровны она стала ее наследницей, а впоследствии передала весь ее архив в Музей музыки в Москве.
Можем найти объяснение и тому, почему дочь была названа Верой и получила отчество Николаевна. Елизавета Петренко с 1909-го по 1913 год жила в Петербурге в доме № 65 по Садовой улице. От него всего двести метров до Николо-Богоявленского собора. Судя по документу, выданному хирургом Кузнецким, Петренко могла родить дочь в конце августа 1910 года. Младенец на портрете работы Маковского отображает момент таинства крещения, происходившего, вероятно, в сентябре. А как раз тогда празднуется день Веры, Надежды и Любови.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 159 (6997) от 27.08.2021 под заголовком «Секретный декретный».
Комментарии