Таможенники на жалованье. Как Петр I развивал балтийскую торговлю

К концу Северной войны традиционное беломорское направление российской торговли уступило пальму первенства балтийскому. Но, чтобы это произошло, Петру I пришлось предпринять титанические усилия.

Таможенники на жалованье. Как Петр I развивал балтийскую торговлю | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Он переселил на жительство в Петербург купцов из Москвы, Архангельска, Твери, Киева, Казани. Им отвели лучшие участки, предоставили налоговые льготы. В отличие от Москвы, где иноземным купцам полагалось жить в трех верстах от города – в Немецкой слободе, в Петербурге подобных ограничений не было.

Стараясь заинтересовать заморских купцов, Петр пошел на послабление существующих таможенных правил. Например, в 1712 году его устный указ предписывал сообщить «торговым людям» Италии, что с их кораблей в Петербурге возьмут только половину пошлин.

Чтобы заинтересовать коммерсантов везти свои товары в Северную столицу, царь снизил таможенные пошлины для Петербурга и увеличил их для Архангельска. Нечто подобное делали шведы в 1640-е годы в городе Ниене, существовавшем в XVII веке в устье реки Охты. Чтобы заинтересовать русских купцов из Новгорода, Тихвина, Старой Руссы, Москвы, Ярославля, были снижены таможенные пошлины на привозимые ими грузы.

Петр I значительно расширил перечень «заповедных» товаров, запрещенных к вольной продаже: их можно было продавать только через казну. Долгое время к ним относились икра, рыбий клей, ревень (корень сибирского ревеня использовали в медицине и ветеринарии), хлеб, юфть, пенька, поташ (из него делали мыло, краски, применяли в зеркальном и стекольном производстве), смольчуг (самая густая смола) и смола (требовалась в кораблестроении). Эти товары государство покупало оптом у русских поставщиков, а затем значительно дороже продавало иностранцам. В 1719 году в списке казенных товаров оставили только поташ и смольчуг.

Налаживанию балтийской торговли мешала продолжавшаяся Северная война. Шведы грозили задерживать (и нередко выполняли свою угрозу) суда, идущие к российским портам. Карл XII поощрял морской разбой – захват и грабеж торговых кораблей, идущих под русским или даже нейтральным флагом. Из-за чего зачастую без военной охраны было не обойтись.

Время требовало изменений в таможенном деле России. Согласно Морскому торговому регламенту и уставу 1724 года, на смену дозорным стрелецким отрядам пришла брандвахта – сторожевая служба у входа в гавань или порт. Одного человека с нее полагалось брать на борт. Он тщательно осматривал судно на наличие потаенного дна, запрещенных товаров, например оружия, а также выяснял, нет ли в стране, из которой прибыл корабль, «морового поветрия», то есть эпидемии. Только после предварительного осмотра корабль мог зайти непосредственно в порт.

До окончания досмотра никому не разрешалось покидать корабль – «под лишением корабля и всех товаров, которые в нем будут». Товары, не указанные, говоря современным языком, в декларации, а также не предъявленные таможне, подлежали конфискации.

Обязательными были документы об уплате пошлин из тех таможен, где товары были погружены. Купцам и корабельщикам полагалось объявлять «правдивые звания и цену товарам». Личные вещи команды корабля и провизию также полагалось предъявлять на таможне. Досмотру подлежали даже предметы, предназначенные императорскому величеству.

«Таможенные обрядности», введенные Петром, учитывали европейский опыт. Утаенные товары забирали в казну без объяснений: «такие корабельщики все свое пронырство или обман похотят загладить, никогда принято и выслушано не будет».

Известно, что купцы, чтобы платить меньше пошлину, порой шли на подлог товара или занижали его качество, то есть «добрый товар» могли объявить в таможне «худым»: тогда за него пошлину должны были брать в меньшем размере. Для пресечения таких дерзостей утаенный или неявленный товар забирали в казну. Еще одна хитрость торговцев: хорошие товары они клали «между худых товаров в корабле». А бывало, чтобы сокрыть товар, прятали его в другой, за который пошлина уже была уплачена...

Своеобразие петербургской торговле придавали и местные природные особенности. Большим судам, прибывавшим в столицу, из-за мелководья было сложно подойти к пристаням, где выгружали товар. Поэтому они бросали якоря у Кроншлота. Разгрузка и погрузка товаров, складирование тоже стоили денег.

Законодательство петровского времени изобилует многочисленными запретами и ограничениями на ввоз и вывоз товаров из страны. Уследить за тем, как менялись правила, было непросто. По указу 1718 года, например, шелковые заморские чулки предписывалось в Москву не ввозить, а продавать их только в Петербурге. В неурожайный год запрещали вывоз хлеба. Продажа семян льна за рубеж тоже была под запретом.

Петр ввел также изменения и в систему сбора таможенных пошлин. Долгое время их взимали по Новоторговому уставу 1667 года, согласно которому иноземцы и россияне платили пошлину 5% с весовых товаров, 4% – с невесовых. В 1724 году был принят «Таможенный тариф Санкт-Петербургского, Выборгского, Нарвского, Архангелогородского, Кольского портов». В результате сборы увеличились в 2,3 раза.

Существовали и беспошлинные товары, в которых Россия была заинтересована. В их числе – строительные материалы (черепица, цемент, кирпичи, изразцы), серебро в слитках и монетах, книги и карты, очки, математические и хирургические инструменты, некоторые продукты, семена овощей и цветов, садовые деревья, шерсть, а также животные, кроме лошадей.

Жизнь показала, что пошлины на ряд товаров были сильно завышены, а отечественная промышленность не могла в то время удовлетворить внутренний рынок собственными товарами. Поэтому в 1731 году пошлины значительно сократили. Тем не менее усилия Петра не прошли даром: к концу XVIII века Петербург давал 70% всех таможенных сборов России.

Важно и то, что в конце правления Петра таможенники стали получать жалованье. Прежде эта служба не оплачивалась: она считалась общественной почетной повинностью.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#торговля #история #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 52 (6890) от 26.03.2021 под заголовком «Таможенники на жалованье».


Комментарии