Там, где кончается наука. Как на карте Ленинграда появился проспект Просвещения

2 октября 1970 года на карте Ленинграда появился проспект Просвещения. Как указывалось в решении Ленгорисполкома, наименование было дано «в ознаменование успехов советского народа в области народного образования». Через два года проспект Науки оказался пересеченным проспектом Культуры. Он начинался далеко за проспектом Науки, тогда и пошла ходить шутка, что, мол, просвещение начинается там, где кончаются наука и культура...

Там, где кончается наука. Как на карте Ленинграда появился проспект Просвещения | ФОТО Википедия / Flavis - собственная работа, Общественное достояние

ФОТО Википедия / Flavis - собственная работа, Общественное достояние

Естественно, тему просвещения в названиях северных новостроек следовало подкрепить именами выдающихся личностей, которые, с точки зрения городских властей, способствовали успехам в образовательной сфере. Поэтому тем же октябрьским постановлением 1970 года были утверждены названия улиц Ушинского, Ольги Форш и Брянцева. Затем появились улицы Руднева, Кустодиева, Ивана Фомина, Есенина, Черкасова, Симонова, Шостаковича... Какие-то пересекают проспект Просвещения, какие-то находятся в непосредственной близости от него. Появился настоящий «топонимический заповедник».

Обратим внимание, что среди перечисленных выше лиц все, кроме Ушинского, творили в советскую эпоху. Кто-то совсем немного, как Есенин, а кто-то всю жизнь. Как же выбирали деятелей культуры и просвещения для увековечения?

Понятно, что все они должны были иметь заслуги перед советской властью, тем более что в 1970-м страна отмечала столетие со дня рождения Владимира Ильича Ленина.

Заслуги Александра Брянцева и Ольги Форш понятны. Брянцев в 1922 году создал в Петрограде детский театр. Первый не только в стране – в мире! Ольга Форш написала первый советский исторический роман «Одеты камнем» и первый советский исторический киносценарий «Дворец и крепость».

Николай Черкасов, сыграв Александра Невского в одноименном фильме Сергея Эйзенштейна, создал канонический образ полководца. Именно профиль Черкасова изображен на ордене Александра Невского, учрежденном в 1942 году. Николай Симонов создал канонический образ основателя Петербурга Петра I в киноленте режиссера Владимира Петрова.

Понятен и выбор Дмитрия Шостаковича, автора Седьмой симфонии, исполненной 9 августа 1942 года в блокадном Ленинграде.

Но чем обусловлен выбор архитекторов Льва Руднева, Ивана Фомина и художника Кустодиева? Ведь есть и другие выдающиеся мастера.

А дело в том, что все они занимались обустройством Марсова поля как памятника жертвам революции. Надо сказать, что полвека назад почему-то забыли про художника Владимира Конашевича. Или улицы для него не хватило. Эту несправедливость исправили несколько лет назад, назвав его именем сквер, примыкающий к улице Ивана Фомина и проспекту Просвещения.

Что же касается Ушинского, который умер в 1870-м, в год, когда в Симбирске только родился Владимир Ульянов, то его включили в список за его прогрессивные взгляды на педагогическую науку, естественно, с поправкой на время и тот факт, что отец Ленина Илья Ульянов очень ценил труды Ушинского. Кроме того, жизнь Ушинского вообще была тесно связана с нашим городом...

В когорте деятелей культуры, имена которых получили улицы северных новостроек, оказался и мексиканский художник Сикейрос, который, по его собственному признанию, занимался политической живописью. Известен он также и как один из участников покушения на Льва Троцкого.

И совсем особняком стоит на карте района имя большевички Жени Егоровой, которую за ее неуемную энергию и бесстрашие называли «Стенькой Разиным Выборгской стороны». Как и многие представители «ленинской гвардии», сталинских репрессий она не пережила: была расстреляна в 1938-м...

И, наконец, иногда можно услышать: а Хошимин-то тут вообще при чем? Многие до сих пор не знают, как правильно пишется название этой улицы: раздельно или слитно. Отвечаем: слитно, потому что она названа по имени не вьетнамского политического деятеля (и, кстати, поэта!) Хо Ши Мина, а переименованного в его честь города Хошимина, бывшего Сайгона.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#топонимика #названия #город #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (6776) от 02.10.2020 под заголовком «Там, где кончается наука».


Комментарии