«Своего рода музей». Парк культуры и отдыха Московского района был запланирован до войны
Официальной датой закладки Московского парка Победы, одного из старейших в стране мемориальных парков, посвященных героям Великой Отечественной войны, считается 7 октября 1945 года. Однако еще в 1930‑х годах здесь начали создавать Парк культуры и отдыха (ПКиО) Московского района.

Эскиз Парка Московского района, 1939 – 1940 гг. Архитекторы Н.Н. Устинов и В.М. Бездельников под руководством Е.И. Катонина и Н.В. Баранова./ФОТО из книги «Ленинград. Архитектурно-планировочный обзор развития города» (1943). РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Отправной точкой в его истории стало утверждение в 1935 году нового Генерального плана реконструкции и развития Ленинграда. Его ключевым положением было создание на юге города нового общественно-политического центра, призванного стать альтернативой старому, дореволюционному Петербургу. Он предполагал устройство и районного парка культуры и отдыха.
Проект парка разрабатывали в два этапа. В 1937 году был представлен его первый вариант, подготовленный творческой группой в составе Т. Б. Дубяго, И. А. Волкова и А. И. Лапирова под руководством Е. И. Катонина и Л. А. Ильина. В 1939 – 1940 годах он был кардинально переосмыслен архитекторами Н. Н. Устиновым и В. М. Бездельниковым под руководством Е. И. Катонина и Н. В. Баранова.
Подробное описание того, каким должен стать новый парк, содержалось в статье архитектора С. Л. Пермута, опубликованной в середине 1940 года в журнале «Архитектура Ленинграда». Он должен был расположиться на территории в более чем 100 гектаров и простираться от Московского шоссе (в то время так называлась южная часть Московского проспекта) до путей Витебской железной дороги.
Таким образом, размеры несбывшегося парка культуры и отдыха значительно превышали бы площадь его послевоенного «потомка» — парка Победы, занимающего всего 68 гектаров.
Пространство Московского ПКиО предполагалось разделить на несколько зон, предназначенных для активного и тихого отдыха, а также культурно-досуговых мероприятий. Ленинградские зодчие собирались построить там спортивные и детские площадки, стадион, а также планетарий, танцевальный павильон и ряд иных объектов.
Самой необычной идеей, содержавшейся в обоих вариантах проекта парка, являлось предложение перенести на его территорию несколько петербургских памятников XVIII — начала XIX века. Речь о Московских триумфальных воротах, разобранных в 1936 году, фонтане-поилке «Четыре сфинкса» с Пулковского шоссе, а также Крымской (Сибирской) колонне из Пушкина.
Выбор именно этой территории для реализации подобного замысла был не случаен. Как отмечал еще в 1938 году архитектор Л. А. Ильин, место для нового парка утвердили «в виду существования здесь прудов и старых деревьев — остатков бывших здесь усадебных садов». Наиболее примечательными были два пруда квадратной формы с круглыми островками в центре, отмеченные на некоторых планах Петербурга еще в 1820‑х годах (они относились к даче некоего Кашталинского).
Таким образом, Московский парк культуры и отдыха мог приобрести черты своеобразного музея под открытым небом, сохраняющего архитектурно-художественные памятники, перемещенные из мест своего первоначального бытования. В современной науке такие учреждения именуются «скансенами» по названию самого первого музея подобного типа, основанного в 1891 году в Стокгольме шведским этнографом А. Хазелиусом.
Как раз эта перспектива весьма не радовала С. Л. Пермута. В своей публикации он указывал: «Тенденция поставить в ПКиО Московского района ряд исторических архитектурных памятников — за известными количественными пределами — таит в себе опасность превращения парка в своего рода музей; между тем, при создании нового паркового организма, естественно ожидать насыщения его новыми, специально для него созданными архитектурно-художественными произведениями»…
Создание парка было прервано началом войны, проект остался нереализованным. Крымская колонна и фонтан «Четыре сфинкса» в итоге так и не покинули своих исторических мест. Во второй половине 1950‑х годов на изначальном месте были восстановлены и Московские ворота.
7 октября 1945 года на месте несбывшегося парка культуры и отдыха был заложен абсолютно иной ансамбль — Московский парк Победы. Его проектированием занимались архитекторы В. Д. Кирхоглани, Л. Ф. Всеволожская и Е. А. Вихорева. Однако руководство работами на начальном этапе принял уже упоминавшийся Е. И. Катонин — зодчий, успевший потрудиться над созданием довоенного парка. Вероятно, именно благодаря ему в проекте нового парка сохранились отдельные черты его исторического предтечи.
В 1950 году на берегу Пейзажного пруда в северо-западной части парка Победы был поставлен фонтан «Нептун» — одна из поилок Царскосельской дороги, созданных в начале XIX века по проекту Ж.‑Ф. Тома де Томона. Перемещение этого памятника в новый парк, несомненно, являлось отголоском концепции монументального «скансена». В 1958 году фонтан перенесли в южную часть парка и установили на берегу Детского пруда. Тридцать лет спустя, ввиду плохой сохранности, он был демонтирован, после чего долгое время хранился в фондах Музея городской скульптуры. Наконец, в 2003 году для фонтана нашли место на Сенной площади, где он находится поныне.
Не остались без внимания создателей парка Победы и пруды, сохранившиеся от дачи Кашталинского. В 1946 году на их берегах поставили бетонные скульптуры львов — копии львиной пары, украшающей с 1830‑х годов Дворцовую пристань. В ансамбле парка данные изваяния стали играть роль своеобразной «отсылки», своим видом намекая на дореволюционное происхождение водоемов…
Что же касается кирпичного завода, благодаря блокадной истории которого часть парка Победы впоследствии получила мемориальный характер, то его территория была рядом с намеченным парком культуры и отдыха. В состав рекреационной зоны она вошла только в начале 1960‑х годов.
ГАЗЕТНЫЙ ЗАЛ
«По Большой Садовой улице, в доме Кусовой, помещается гостиница, принадлежащая И. Гусеву, в которой прислуга обращается с посетителями слишком дерзко. Так, на днях, именно 25 февраля, мы, в числе четырех душ, отправились в эту гостиницу провести время за игрой на бильярде. По приходе в бильярдную комнату, где гостей еще не было, молодой парень, в качестве прислуги, стоя с кием у бильярда, встретил нас криком: «шапки долой!! — не в кабак пришли!». Затем, на замечание наше, что прислуге обращаться с посетителями таким образом не следовало бы, он ответил: «проваливайте к лешему». Видя такой дерзкий поступок, мы, волею неволею, должны были удалиться из бильярдной комнаты и отправиться к буфетчику с жалобой на нашего героя, но буфетчик почему‑то наше заявление не принял.
Нельзя ли самому г. Гусеву сделать должное внушение своей прислуге, чтобы она с посетителями обращалась в деликатной форме, в виду того, что не публика существует для трактира, а последний для публики».
«Петербургский листок», 7 марта 1873 г.
«Восстановить разрушенный сад. В Приморском районе на углу Большой Разночинной улицы и Малого проспекта был пустырь. Рабочие и работницы фабрики «Красное знамя» и Ленинградского завода автоматов затратили в 1944 году более тысячи часов, чтобы превратить его в красивый садик. Они носили землю, прокладывали дорожки, сажали деревья. Но сад в течение четырех лет никем не охранялся, о нем никто не заботился. Приморскому райисполкому надо позаботиться о восстановлении сада. Будет хорошо, если находящаяся рядом 50‑я школа возьмет шефство над этим садом, поможет ухаживать за ним и охранять его».
«Ленинградская правда», 10 марта 1948 г.
Читайте также:
Воды не боится. В шляпных коробках носили не только головные уборы
Бронзовая летопись. Что хранится в подземной части монумента Героическим защитникам Ленинграда?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 40 (7862) от 06.03.2025 под заголовком ««Своего рода музей»».
Комментарии