Своды без колонн. История дома на проспекте Стачек

Совершенно утилитарные здания советского времени (пр. Стачек, 108; ул. Стасовой, 14) — 5‑й и 6‑й автобусные парки. Казалось бы, что в них примечательного? Однако они как будто бы соединили в себе целый век зодчества: в них отзвуки и построенного в начале ХХ столетия Большеохтинского моста, и возведенного в конце века выставочного павильона промышленности в парижском деловом районе Дефанс.

Своды без колонн. История дома на проспекте Стачек | Здание автопарка на пр. Стачек, 108, дошло до нас практически в оригинальном виде, если не считать одной детали:  заменены прозрачные стекла в витражах./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Здание автопарка на пр. Стачек, 108, дошло до нас практически в оригинальном виде, если не считать одной детали: заменены прозрачные стекла в витражах./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Возведение помещений большой вместимости с минимумом опорных элементов — классическая строительная задача. Именно поэтому Троице-Измайловский и Исаакиевский соборы, Публичную библиотеку, Почтамт, Витебский вокзал можно считать памятниками не только зодчества, но и инженерной мысли.

Советская эпоха также оставила интересный ряд сводчатых сооружений. По выразительности некоторые из них даже превосходят зарубежные аналоги. Достаточно назвать БКЗ «Октябрьский» и дворец спорта «Юбилейный», бассейн СКА на Литовской улице и Торжковский рынок, Автовский домостроительный комбинат и Завод слоистых пластиков на Пороховых…

Два автобусных парка, в Автове и Полюстрове, — в этом же ряду. Они интересны в первую очередь своими манежами-стоянками, перекрытыми уникальными сводами. Их нередко называют «бочарными», поскольку они изогнуты точно так же, как сегменты обычной деревянной бочки. Только здесь эти своды поистине колоссальных размеров: пролет 96 метров они перекрывают подобно парусу, без единой опоры и колонны.

Задумал такие сооружения ленинградский архитектор Эммануил Хевелев. Но в 1961 году он ушел из жизни, поэтому проектированием занялись Олег Голынкин из института «Ленпроект» и Полина Мельникова с Ниной Грудиной из проектного института № 1.

Первый такой автопарк, под № 5, был выстроен в 1967 году на проспекте Стачек, 108. Его эксплуатационные показатели оказались на высоте, и почти по такому же проекту возвели автопарк № 6 на улице Стасовой, 14. В конце июля 1972 года он был сдан в эксплуатацию.

За рубежом «бочарные» своды тоже строили, но из монолитного железобетона. А в двух упомянутых сооружениях Ленинграда их выполняли из сборного железобетона. Чтобы технология была максимально понятна, примем за единицу криволинейную панель размером 3 на 12 метров. Между собой их соединяли сваркой и монолитным бетоном. В результате сначала получалась узкая «лента» размером 3 на 96 метров, состоявшая из 8 панелей. Из четырех таких «лент» монтировали свод размером 12 на 96 метров. А для купола требовалось 12 таких сводов, сложенных вместе.

TASS_24759496.jpg
Автопарк № 6 на улице Стасовой в год его открытия, 1972‑й. На снимке можно видеть те самые «бочарные» своды со световыми фонарями, которые стали ноу-хау ленинградских архитекторов и инженеров./ФОТО Максима БЛОХИНА/ТАСС


Торцы этих гаражей были выполнены в виде стеклянного витража грандиозных размеров, позволяющего видеть происходящее внутри. Отсутствие колонн позволило увеличить количество мест для автобусов, не говоря уже об их возможностях маневрировать. Всего внутри манежа находились 30 смотровых ям ремонтной зоны, подсобные помещения и стоянка на 250 автобусов.

Примечательно, что огромные пространства освещались естественным светом: в своде были предусмотрены фонари (окна) овальной формы размером 80 х 180 см, каждый слой которых состоял из двух склеенных вместе листов органического стекла.

Зарубежные коллеги высоко оценили опыт ленинградских архитекторов. Их высказывания привел на заседании технического совета института «Ленпроект», посвященного выдвижению здания автопарка № 5 на присуждение Госпремии СССР, архитектор Олег Голынкин.

Отзыв инженера Кавакучи из Японии гласил: «Этот метод возведения сыграет выдающуюся роль в развитии строительной техники в мире». Альфред Перл из США отметил: «Конструкция представляет собой выдающееся инженерное сооружение, требующее минимальных затрат материала. Сооружение демонстрирует прогресс в технике и смелую мысль сделать свод как можно тоньше».

Что же касается Государственной премии, то ее в итоге присудили группе инженеров, включавшей разработчиков «бочарных» сводов — главного конструктора Григория Шагала и расчетчика Вольдемара Павилайнена. Но было бы несправедливо не упомянуть и еще одного автора этих уникальных сооружений — инженера Анатолия Шапиро…

Ныне оба автопарка продолжают использоваться по своему первоначальному назначению. Тот, что на проспекте Стачек, можно наблюдать непосредственно во всей красе, он не искажен какими‑либо пристройками. А вот автопарк на улице Стасовой оказался заслонен бетонным забором, который установили перед всем комплексом, а также выросшими деревьями. Все это несколько скрадывает размеры витража, свода и всей композиции, однако масштабы сооружения все равно видны и впечатляют.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #дом #здание

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 33 (7362) от 22.02.2023 под заголовком «Своды без колонн».


Комментарии