Страстоцвет у Спаса-на-Крови. Фотография запечатлела открытие собора Воскресения Христов

Фотография, датированная 19 августа 1907 года, запечатлела, как император Николай II вместе с высшим генералитетом обходит почетный караул в день открытия и освящения собора Воскресения Христова, более известного как Спас-на-Крови. На заднем плане видна часовня-ризница – она в лесах, ее еще достраивают. Но самое интересное в этом снимке – «конфигурация» ограды.

Страстоцвет у Спаса-на-Крови. Фотография запечатлела открытие собора Воскресения Христов | ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб

ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб

Сегодня она разорвана на две части: это произошло в 1960-х годах из-за прокладки трамвайного проезда в сторону тогдашнего Кировского (ныне Троицкого) моста. А прежде она оплетала все пространство от Корпуса Бенуа до часовни-ризницы, повторяясь в орнаментальных мотивах храма. Едва ли многие задумываются: листья и цветки какого растения ее украшают?

Это пассифлора, или, что привычнее для русского слуха, страстоцвет (passio – страдание, flos – цветок). Его родина – леса Южной Америки, где растение перекидывается с дерева на дерево красивыми гирляндами листьев. Первое известное описание пассифлоры сделал в 1553 году испанский священник Педро Сьеса де Леон, а свое нынешнее название растение получило век спустя благодаря итальянцу Джованни Батиста Феррари.

Будучи ботаником и одновременно членом ордена иезуитов, он увидел сходство строения цветка с орудиями страстей Господних: «Тройное рыльце изображает три гвоздя, кружок искрапанных красным цветом тычинок – окровавленный терновый венец, стебельчатый плодник – чашу, пять пыльников – пять ран Спасителя, трехлопастный лист – копие, прицепки (усики) – плети, белый цвет – безвинность Спасителя...».

Научный труд Феррари De Florum Cultura, откуда, в частности, и приведенная выше цитата, был издан в Риме и получил признание в Европе. Так, благодаря итальянскому ученому перекочевавшая в Старый Свет пассифлора стала не только украшением садов и дворцовых залов, но и символом мученичества Христа. Мимо ее красивой цветочной символики, конечно же, не могли пройти поэты эпохи романтизма. Генрих Гейне писал, словно бы повторяя подмеченные иезуитом детали: «Как будто бы в застенке палача, // На нем видны орудья мук Христовых: // Все, от креста, веревок и бича, // До молота – с венцом из игл терновых»...

Полукруглая решетка Михайловского сада длиной более 250 метров была изготовлена в 1903 – 1907 годах на художественно-слесарном заводе «Карл Винклер». К этому времени во всех жанрах искусства, в том числе в архитектуре, прочно укрепилась стилистика модерна. Одной из самых распространенных его примет стало использование растительного орнамента, и пассифлора на садовой ограде была как нельзя кстати.

Авторство ограды нередко приписывают художнику Эрнесту Кверфельдту, однако большинство искусствоведов единодушны в том, что создателем ее был Альфред Парланд, по чьему проекту был построен храм. Еще одно разночтение касается материала, из которого сделана садовая решетка: распространено ошибочное мнение, будто это чугун, тогда как, по свидетельству Парланда, использовалось кованое железо.

Вместе с храмом и часовней-ризницей ограда входила в единый архитектурный ансамбль, посвященный памяти Царя-освободителя. Для людей начала XX века религиозная символика, как и связанная с ней символика модерна, читались с очевидностью: страсти Господни, выражением которых была пассифлора, канонически завершались Воскресением Христовым, а именно – собором, освященным в честь главного православного праздника... Если посмотреть на архитектурный мемориал сверху, скажем, с борта вертолета или просто увидеть аэросъемку в Интернете, то открывается четко различимый образ: храм, подобный голове Спасителя, на которую надет терновый венец в виде полуциркульной ограды.

Страстоцвет отлично прижился и на поэтической почве Серебряного века. В этом отношении особенно показательным стало творчество Тэффи. На титуле ее сборника, увидевшего свет в 1923 году в эмиграции, значилось Passiflora – латинские буквы казались поэтессе более уместными, ведь книга была издана в Берлине. Однако лучшее стихотворение сборника Тэффи назвала по-русски – «Страстоцвет», в нем были и такие строки: «Passiflora – скорбное слово, // Темное имя цветка... // Орудия страсти Христовой – // Узор его лепестка».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Спас-на-Крови

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 85 (6923) от 14.05.2021 под заголовком «Страстоцвет у Спаса-на-Крови».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».