2Vtzqv4Hz9U

Совы и саламандры. Где находится дом-старинный замок?

Это петербургское здание (Большой пр. П. С., 44; Стрельнинская ул., 1; Ораниенбаумская ул., 2), выходящее своими фасадами на три улицы, историки архитектуры называют ярчайшим образцом северного модерна. По словам Владимира Лисовского, «как мрачный каменный утес, высится дом над магистралью. Его массы тяжелы, но подвижны». А Борис Кириков считал, что образ здания порождает ассоциации с архитектурой старинных замков.

Совы и саламандры. Где находится дом-старинный замок? | В здании по большей части сохранились или были воссозданы наружные и внутренние застекленные двери парадных, а в вестибюлях по‑прежнему находятся керамические печи. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В здании по большей части сохранились или были воссозданы наружные и внутренние застекленные двери парадных, а в вестибюлях по‑прежнему находятся керамические печи. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Эти оценки прекрасно раскрывают важнейший принцип северного модерна — формирование силуэта сооружения по образу то ли скального массива, то ли средневековой крепости.

Доходный дом для купеческой вдовы Татьяны Путиловой был построен мастером северного модерна Ипполитом Александровичем Претро в 1906 – 1907 годах. Такие здания, словно пришедшие на берега Невы из скандинавского Средневековья, из северных сказаний, в эпоху модерна наперебой вырастали на Петербургской (ныне Петроградской) стороне, где было много незастроенных («пустопорожних») мест или неплотно застроенных участков, позволявших быстро и без помех вырастить очередного каменного исполина.

Проектируя и строя дом, архитектор отталкивался от финских образцов «северного стиля», однако сумел создать яркое самобытное сооружение. Разнообразные по форме, размерам и компоновке эркеры главного фасада расположены ступенчато, заставляя взгляд скользить по стене в поисках все новых и новых впечатлений. Глубокие входные порталы, чем‑то напоминающие пещеры, отделаны блоками грубоколотого гранита, цокольная часть дома затянута разнообразным натуральным камнем. Стены верхних этажей обработаны шероховатой штукатуркой «под шубу», а в разномастные окна вставлены рамы мелкой расстекловки.

По сторонам портала, выходящего на Большой проспект, величественно восседают громадные совы, изготовленные из искусственного камня — смеси на цементной основе с необходимыми добавками. Такой материал для производства фасадной скульптуры был очень популярен в начале XX века, в период строительного бума. Широко применявшиеся тогда высокопрочные строительные смеси позволяли по формам быстро изготовить любую скульптуру, которая была легче каменной, что уменьшало нагрузку на фундамент, и дешевле, что позволяло сэкономить средства домовладельца-заказчика.

Изначально одна из угловых частей здания была увенчана высокой черепичной кровлей, усиливающей средневеково-романтический образ. Утраченная в поздние советские годы, она, к сожалению, не была возрождена в ходе реставрационных работ начала 2010‑х годов. Также реставраторы обошли вниманием лепных саламандр, изображенных по сторонам утраченного черепичного покрытия. Зато на угол дома вернулась птица с распахнутыми крыльями, были воссозданы отколовшиеся фрагменты фигур сов у парадного…

Если облик здания сказочно романтичен, то планировка вполне традиционна, никаких заметных модерновых планировочных трендов здесь нет: ни открытого двора, ни новаторски скомпонованных лестнично-лифтовых узлов, ни оригинальной планировки квартир. Участок застроен довольно плотно, и поставленные в форме каре корпуса обступают тесноватый внутренний двор.

Впрочем, своеобразно устроены черные лестницы. Они великолепно освещены с двух противоположных сторон, причем узкие сдвоенные окна выведены на боковые фасады и поставлены ступенчато, что оживляет мерную горизонтальную линию оконных проемов.

В доме были спланированы квартиры, состоявшие из трех — шести комнат. Изначально лифт был установлен лишь в парадном, выходящем на проспект. Когда впоследствии возникла необходимость оснастить лифтами и другие парадные, оказалось, что внутри дома нет места для этого оборудования. Поэтому пришлось «навесить» лифтовые шахты на дворовые фасады, а входы в кабину устроить на месте окон. Поэтому ныне эти лестницы освещены лишь искусственным светом, а лифтовые шахты сделали еще более тесным и так не слишком просторный двор.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#здания #история #дома

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7271) от 07.10.2022 под заголовком «Совы и саламандры».


Комментарии