Дом с голубем. Редкий пример советского послевоенного неоклассицизма

Это здание на главной улице нашего города ( Невский пр., 107) является достаточно редким примером советского послевоенного неоклассицизма. Дом явно выделяется своими торжественными, хоть и строгими формами. Обращают на себя внимание колоннада, поддерживающая балкон, две башни с обелисками и картуш с барельефом, на котором изображен летящий голубь.

Дом с голубем. Редкий пример советского послевоенного неоклассицизма | Сталинский ампир на главной улице города сегодня смотрится вполне органично./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Сталинский ампир на главной улице города сегодня смотрится вполне органично./ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Каменные строения на этом участке появились еще в XIX веке, в 1899 году здесь возвели трехэтажный доходный дом. Во время блокады он был полностью разрушен: остались только дворовые корпуса. На его месте решили выстроить новое здание. Проект разработали руководитель 8‑й мастерской института «Ленпроект» Виктор Федорович Белов и его коллега Елена Михайловна Лавровская.

Виктор Белов, уроженец Тверской области, сын крестьянина, ставшего рабочим, окончил Инженерно-строительный институт в 1936 году. Он участвовал в проектировании ансамбля домов в Автове, строил на Малой Охте, а незадолго до войны совместно с женой, Анной Лейман, спроектировал здание школы на улице Маяковского, 24.

Военные годы Белова связаны с Ленинградским фронтом: в звании старшего лейтенанта авиации он служил метеорологом в ­батальоне аэродромного оборудования. В 1945 году был удостоен ордена Красной Звезды, медалей «За взятие Кенигсберга» и «За победу над Германией». После демобилизации вернулся к прежней работе, восстанавливал разрушенные здания в Ленинграде и Петергофе, возводил новые дома в центре и на Петроградской стороне. Известен он прежде всего работами в Выборгском районе, а также типовыми зданиями кинотеатров, которые сооружали в нашем городе в 1960 – 1970‑х годах.

Что касается дома на Невском, 107, то его начали возводить в ноябре 1951 года. Газета «Строительный рабочий» в те дни сообщала: «Новый дом с характерным силуэтом изменит безликую архитектуру прилегающего участка. Отдельные элементы архитектурного оформления выполнены на тему борьбы за мир… На фронтоне — лозунг «Мир победит войну». Он напоминал не только о завершившейся в 1945‑м Второй мировой, но и о вой­не в Корее, начавшейся в 1950‑м.

Первые же строительные работы выявили особенности участка. В справке от 15 декабря 1951 года указывалось, что при укладке фундамента был обнаружен слой торфа глубиной 4,5 метра. Потребовалось также удалить сваи, оставшиеся от прежнего здания. Вызывала опасения прочность стены соседнего дома, имевшая трещины. Под бутовые фундаменты пришлось засыпать 640 тысяч кубометров песка.

Тем не менее с трудностями удалось справиться, в феврале 1952 года на объект вышли каменщики, а в конце марта они уже возводили стены последнего, пятого, этажа. За смену они укладывали 3500 кирпичей вместо 2000, заданных по нормативу. За восемь дней десять каменщиков успевали построить целый этаж. Работы шли с опережением графика, норму перевыполняли также плотники, сварщики, штукатуры. В результате ­совмещения графиков работ стройка Треста № 1 получила звание «площадки коллективного стахановского труда». Архитекторы постоянно вели авторский надзор, что в условиях высоких темпов стройки было весьма нелегко.

1 июля 1952 года дом был представлен к сдаче госкомиссии. Удалось осуществить не все, что задумывали авторы: в частности, «мирный» лозунг на фасаде здания так и не был смонтирован.

Архитектурная общественность и критика того времени встретили появление этой постройки весьма благосклонно. Архитектор Александр Мачерет в 1953 году отмечал: «Высота нового дома выбрана правильно, исходя из этажности соседних зданий. Закономерна расчлененность фасада с приданием боковым ризалитам формы башен. Основное горизонтальное членение найдено верно. Дом хорошо воспринимается с далеких позиций».

Правда, Мачерет сетовал, что фасад дома «перенасыщен архитектурными деталями». А современный искусствовед Иван Саблин и вовсе считает, что среди исторической застройки Белов «потерпел поражение»: «Дом получился громоздким оттого, что автор попытался втиснуть максимум мотивов в минимум пространства, и композиция предельно усложнилась, а отдельные детали оказались друг с другом не согласованы. Темно-бежевый цвет неприятного оттенка и скульптурные излишества этого дома — недостатки, в целом не характерные для творчества Белова».

Позволю себе не согласиться: этот отзыв явно не учитывает оригинальную градоформирующую роль участка. Дом смотрится весьма эффектно, замыкая перспективу проспекта Бакунина.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#здания #история #Невский проспект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 178 (7261) от 23.09.2022 под заголовком «Дом с голубем».


Комментарии