Сколько стоит лед? Как велась добыча «кабанов» на Неве
«Ледорубы на замерзшей Неве в Санкт-Петербурге» - так называется эта картина Ивана Айвазовского, написанная в 1877 году. Находится она в собрании Феодосийской картинной галереи, носящей имя знаменитого художника-мариниста.
В толще извлеченных из реки ледяных глыб подчас находились замерзшие рыбы, животные, пищевые отбросы... Всеядная ворона, которую мы видим на переднем плане, вероятно, извлекает изо льда пропитание.
Место узнать нетрудно: на дальнем плане в морозной туманной дымке вырисовывается знаменитая решетка Летнего сада. А прямо перед нами красуются «главные герои» полотна - циклопические ледяные глыбы, с большим трудом и риском извлеченные сноровистыми мужичками из замерзшей реки.
Тогда холодильников еще не было, поэтому зимой особые артели заполняли придомовые ледники специально обработанными глыбами льда - «кабанами». В очерке «Зима в Петербурге» французского живописца Фарамона Бланшара, побывавшего в столице Российской империи в самом начале правления Александра II, так сообщается об этом промысле: «На каналах, на Неве составляются мастерские по добыче льда. Продаваемый в кубах, в длину примерно метр пятьдесят сантиметров, он остается у мест своего извлечения подобно нашим каменным стройкам, учреждаемым подле новостроимых монументов».
Добыть глыбу было весьма непросто. Сначала артельщики длинными пилами с опущенными в воду гирями отделяли ледяной блок от замерзшей толщи, затем орудовали копыльями - специальными рейками-брусками, веревками и ломами (на картине мы видим увесистый лом, прислоненный к искрящемуся на солнце куску льда).
В записках Дмитрия Засосова и Владимира Пызина, повествующих о жизни Петербурга конца XIX - начала XX века, отмечается, что работа ледорубов была очень опасной, требовавшей особого мастерства. Если вытягивавшая льдину лошадь была слабовата, то глыба запросто могла перетянуть ее, опрокинуть и утопить. Рисковали и работники артели (в газетах их именовали «ледоколами»). «Бывали случаи, когда «кабан» срывался со скользкой веревки и калечил рабочих, стоящих внизу», - сообщают Засосов и Пызин. Однако желающих промышлять добычей льда было достаточно: платили за эту сезонную работу достойные деньги.
Извлеченную из реки глыбу подвергали особой обработке, и на это уходило немало времени. Цена «кабана» зависела от его чистоты, прозрачности. В январе 1890 года в «Петербургском листке» отмечалось: «Для очистки льда ледоколы должны употребить 3 - 4 дня. Лед обыкновенно очищается от снега, а затем, в течение нескольких дней поливается водой»...
Вот прозрачный как стекло «кабан» готов, погружен на сани, и теперь его нужно привезти заказчику. В условиях нередких в Петербурге оттепелей доставка осложнялась: «среднестатистические» лошади не могли вытянуть блоки на берег, и приходилось нанимать ломовых извозчиков, которые, разумеется, завышали цену. В итоге лед становился «золотым». Так, к примеру, в начале 1890 года «кабан» подорожал в пять раз - с 10 до 50 копеек. «Петербургский листок» сетовал: «в Северной Пальмире цена на лед слишком жжется».
Когда же, наконец, блоки были вытащены на берег, город заполняли длинные вереницы саней, каждые из которых следовали к «своему» леднику. «Возничий сидит поверх везомого им товара; но толщина шубы из бараньей шкуры, в которую он укутан, довольно предохраняет его от соприкосновения со льдом», - таким во второй половине 1850-х годов увидел возчика льда художник-путешественник Фарамон Бланшар.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 002 (6600) от 10.01.2020 под заголовком «Сколько стоит лед?».
Комментарии