2Vtzqv4Hz9U

Швейцария у Суздальских озер. Чем примечательна дача банкира А. А. Шварца

Когда несколько десятков лет назад эта акварель художника Александра Беггрова, датированная 1899 годом, поступила в коллекцию Музея истории города, атрибутирована она была как «Дача в Парголово». Впоследствии удалось уточнить: дача банкира А. А. Шварца.

Швейцария у Суздальских озер. Чем примечательна дача банкира А. А. Шварца | Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

Из коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга

К концу XIX века Парголовское имение, принадлежавшее Шуваловым, в полной мере затронула дачная лихорадка: земельные участки вовсю уходили под постройку дач. Если на плане 1889 года из знакомого многим краеведам путеводителя Н. Н. Федотова «по дачным местностям, водолечебным заведениям и морским купаньям в окрестностях С.-Петербурга и по железным дорогам: Финляндской и Балтийской» здесь указано более полутора десятка дач, то в начале ХХ века их было уже около двухсот.

В том же путеводителе указывалось, что участки земли в Шуваловском парке «отдаются в аренду для постройки дач, в количестве от 200 квадратных саженей и более каждый, на 30 лет, с платежом аренды от 10 до 12 коп. в год за квадратную сажень. По истечении срока, арендатор, в том случае, если не пожелает возобновить контракта по цене, которая в то время будет существовать на землю – сохраняет за собой право собственности на самую постройку и может или передать ее новому арендатору, или продать на снос, словом, распорядиться ею по своему усмотрению, как своею собственностью».

Дача банкира А. А. Шварца, возведенная в 1870-х годах архитектором К. К. Рахау, в перестроенном виде сохранилась и по сей день, ее современный адрес: Заводская ул., 9.

Как известно, за живописный ландшафт здешние места называли «парголовской», или «шуваловской», Швейцарией. А иногда даже «чухонской»: здесь с давних пор селились финны-ингерманландцы. С середины XIX века местные жители получали немалые барыши, предоставляя кров и обслуживая взыскательных столичных дачников.

Парголово (а было их три, расположенных вдоль Выборгского шоссе, – 1-е, 2-е и 3-е) и окрестные деревни Старожиловка, Кабаловка и Заманиловка считались одним из любимых дачных мест столичной пишущей братии. Кроме того, здешний край облюбовали петербургские немцы.

«Первое Парголово – это в некотором роде немецкое Эльдорадо, земля обетованная, – отмечал писатель Всеволод Крестовский в романе «Петербургские трущобы». – Представьте себе немецких людей, светлооких юношей, солидных мужей и даже седовласых старцев, которые под вечер, часов около шести, собираются все вкупе на какой-нибудь близлежащий луг, строятся во фронт по ранжиру и, справа по отделениям, начинают маршировать самым усердным, добросовестным и серьезнейшим образом, до того серьезным, как может быть серьезен только немец...».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #дача #имение

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 138 (6736) от 07.08.2020 под заголовком «Швейцария у Суздальских озер».


Комментарии