Шпиль у залива. Как стилизация под петровское барокко оказалась утрачена
Казалось бы, Ленинграду советского времени был абсолютно чужд дух дореволюционной имперской столицы. Однако в градостроительном отношении советские архитекторы не отказались от многих исконно петровских замыслов. Речь прежде всего о так называемом морском фасаде и его важнейшем звене — Васильевском острове.

Снесенный в 2022 году «Дом с башней», архитектор Давид Бурышкин, 1949. Фото: Wikimedia Commons / Vitold Muratov / CC BY-SA 4.0
Один из указов Петра I, датированный 1718 годом, гласил: «Всякого ранга людям, кто б какого звания ни был, предложено строиться на Васильевском Острову, дабы те люди на Санкт-Петербургском и Адмиралтейском островах и на Московской и Выборгской сторонах дворов никаких не покупали до Указу… а на Васильевском Острову всем покупать и купчие на те места писать…».
Не все пошло по царскому указу, но идея «открыть» город морю не покидала Петра. Недаром он построил свой Подзорный дворец в устье реки Невы — там, где берет начало река Екатерингофка. Дворец с видом на море…
И застройка Васильевского острова началась при Петре не только с восточной части, но и с западной, где была основана Галерная гавань для ремонта и оснащения гребных галер и прочих кораблей военного флота. До наших дней сохранились кроншпицы 1722 года, возведенные в стиле петровского барокко, — небольшие караульные павильоны со световыми фонарями («маячными огнями») и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными — из бревен, обшитых досками. В 1754 году их перестроили в камне. Это одно из старейших сооружений города, передающее дух Петровской эпохи.
Когда после войны, в 1945 году, советские архитекторы обратились к идее морского фасада (тогда ее формулировали как «выход города к морю»), было проработано много разных вариантов. Генплан 1948 года стал первым документом такого рода, предполагавшим застройку приморской набережной Васильевского острова представительными сооружениями. Ее формирование совершенно логично началось с Наличной улицы — там, где впоследствии раскинулся городок «Ленэкспо».
Первым звеном в цепи формирования морского фасада стало здание Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики. Его возвели в 1947 – 1949 годах вдоль берега Финского залива по проекту Давида Бурышкина. Архитектор применил редкую и очень удачную стилизацию петровского барокко.
Башня посередине здания — типичный пример петровской архитектуры общественных сооружений. Достаточно вспомнить Кунсткамеру, а также первоначальные здания Адмиралтейства и военно-морского госпиталя на Выборгской стороне. Композицию органично дополняли шпиль на башне, скатное завершение кровли, подобное тому, что на колокольне Петропавловского собора, оформление отдельных окон в голландском стиле, которые можно встретить на Летнем дворце Петра в Летнем саду…
Специалисты отмечают, что архитектор, вероятно, хотел передать преемственность эпох в освоении приморских территорий города. Стилизация оказалась настолько успешной, что здание действительно производило впечатление постройки первых десятилетий XVIII века и перекликалось с кроншпицами.
До 1960‑х годов оно формировало прибрежную линию небольшой заводи у Морского вокзала. Затем вокруг стали появляться первые выставочные павильоны, заложившие основу будущего городка «Ленэкспо». В 1970‑е годы из дома со шпилем выехал институт, и его передали уже формировавшемуся комплексу выставочного центра под административные и хозяйственные нужды.
Увы, судьба здания оказалась печальной. Лет десять назад выставочный комплекс переехал в Шушары, территорию выкупил застройщик, в нынешнем году началось ее освобождение под будущий жилой комплекс. И начался снос с самого ценного в архитектурном (да уже и историческом) отношении сооружения — с бывшего института. Формально закон не был нарушен: здание не числилось объектом культурного наследия, а аргументам градозащитников не придали особого внимания. В результате одним шпилем, напоминающим о Петровской эпохе, в городе стало меньше…
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7182) от 03.06.2022 под заголовком «Шпиль на берегу залива».
Материалы рубрики
Полезные идеи. Завершился студенческий архитектурно-градостроительный форсайт «Будущий Петербург»
В библиотеке «ШКАФ» открылась выставка фотографий античной архитектуры
Завершен капремонт дома в саду Сен-Жермен на Литейном проспекте
Фрагменты фундаментов двух храмов в Петербурге признали памятниками
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии