Шпиль у залива. Как стилизация под петровское барокко оказалась утрачена

Казалось бы, Ленинграду советского времени был абсолютно чужд дух дореволюционной имперской столицы. Однако в градостроительном отношении советские архитекторы не отказались от многих исконно петровских замыслов. Речь прежде всего о так называемом морском фасаде и его важнейшем звене — Васильевском острове.

Шпиль у залива. Как стилизация под петровское барокко оказалась утрачена | Снесенный в 2022 году «Дом с башней», архитектор Давид Бурышкин, 1949. Фото: Wikimedia Commons / Vitold Muratov / CC BY-SA 4.0

Снесенный в 2022 году «Дом с башней», архитектор Давид Бурышкин, 1949. Фото: Wikimedia Commons / Vitold Muratov / CC BY-SA 4.0

Один из указов Петра I, датированный 1718 годом, гласил: «Всякого ранга людям, кто б какого звания ни был, предложено строиться на Васильевском Острову, дабы те люди на Санкт-Петербургском и Адмиралтейском островах и на Московской и Выборгской сторонах дворов никаких не покупали до Указу… а на Васильевском Острову всем покупать и купчие на те места писать…».

Не все пошло по царскому указу, но идея «открыть» город морю не покидала Петра. Недаром он построил свой Подзорный дворец в устье реки Невы — там, где берет начало река Екатерингофка. Дворец с видом на море…

И застройка Васильевского острова началась при Петре не только с восточной части, но и с западной, где была основана Галерная гавань для ремонта и оснащения гребных галер и прочих кораблей военного флота. До наших дней сохранились кроншпицы 1722 года, возведенные в стиле петровского барокко, — небольшие караульные павильоны со световыми фонарями («маячными огнями») и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными — из бревен, обшитых досками. В 1754 году их перестроили в камне. Это одно из старейших сооружений города, передающее дух Пет­ровской эпохи.

Когда после войны, в 1945 году, советские архитекторы обратились к идее морского фасада (тогда ее формулировали как «выход города к морю»), было проработано много разных вариантов. Генплан 1948 года стал первым документом такого рода, предполагавшим застройку приморской набережной Васильевского острова представительными сооружениями. Ее формирование совершенно логично началось с Наличной улицы — там, где впоследствии раскинулся городок «Ленэкспо».

Первым звеном в цепи формирования морского фасада стало здание Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики. Его возвели в 1947 – 1949 годах вдоль берега Финского залива по проекту Давида Бурышкина. Архитектор применил редкую и очень удачную стилизацию петровского барокко.

Башня посередине здания — типичный пример петровской архитектуры общественных ­сооружений. Достаточно вспомнить Кунсткамеру, а также первоначальные здания Адмиралтейства и военно-морского госпиталя на Выборгской стороне. Композицию органично дополняли шпиль на башне, скатное завершение кровли, подобное тому, что на колокольне Петропавловского собора, оформление отдельных окон в голландском стиле, которые можно встретить на Летнем дворце Петра в Летнем саду…

Специалисты отмечают, что архитектор, вероятно, хотел передать преемственность эпох в освоении приморских территорий города. Стилизация оказалась настолько успешной, что здание действительно производило впечатление постройки первых десятилетий XVIII века и перекликалось с кроншпицами.

До 1960‑х годов оно формировало прибрежную линию небольшой заводи у Морского вокзала. Затем вокруг стали появляться первые выставочные павильоны, заложившие основу будущего городка «Ленэкспо». В 1970‑е годы из дома со шпилем выехал институт, и его передали уже формировавшемуся комплексу выставочного центра под административные и хозяйственные нужды.

Увы, судьба здания оказалась печальной. Лет десять назад выставочный комплекс пере­ехал в Шушары, территорию выкупил застройщик, в нынешнем году началось ее освобождение под будущий жилой комплекс. И начался снос с самого ценного в архитектурном (да уже и историческом) отношении сооружения — с бывшего института. Формально закон не был нарушен: здание не числилось объектом культурного наследия, а аргументам градозащитников не придали особого внимания. В результате одним шпилем, напоминающим о Петровской эпохе, в городе стало меньше…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#исторические здания #архитектура #снос зданий

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7182) от 03.06.2022 под заголовком «Шпиль на берегу залива».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».