2Vtzqv4Hz9U

Шпиль у залива. Как стилизация под петровское барокко оказалась утрачена

Казалось бы, Ленинграду советского времени был абсолютно чужд дух дореволюционной имперской столицы. Однако в градостроительном отношении советские архитекторы не отказались от многих исконно петровских замыслов. Речь прежде всего о так называемом морском фасаде и его важнейшем звене — Васильевском острове.

Шпиль у залива. Как стилизация под петровское барокко оказалась утрачена | Снесенный в 2022 году «Дом с башней», архитектор Давид Бурышкин, 1949. Фото: Wikimedia Commons / Vitold Muratov / CC BY-SA 4.0

Снесенный в 2022 году «Дом с башней», архитектор Давид Бурышкин, 1949. Фото: Wikimedia Commons / Vitold Muratov / CC BY-SA 4.0

Один из указов Петра I, датированный 1718 годом, гласил: «Всякого ранга людям, кто б какого звания ни был, предложено строиться на Васильевском Острову, дабы те люди на Санкт-Петербургском и Адмиралтейском островах и на Московской и Выборгской сторонах дворов никаких не покупали до Указу… а на Васильевском Острову всем покупать и купчие на те места писать…».

Не все пошло по царскому указу, но идея «открыть» город морю не покидала Петра. Недаром он построил свой Подзорный дворец в устье реки Невы — там, где берет начало река Екатерингофка. Дворец с видом на море…

И застройка Васильевского острова началась при Петре не только с восточной части, но и с западной, где была основана Галерная гавань для ремонта и оснащения гребных галер и прочих кораблей военного флота. До наших дней сохранились кроншпицы 1722 года, возведенные в стиле петровского барокко, — небольшие караульные павильоны со световыми фонарями («маячными огнями») и шпилями (сигнальными флагштоками). Первоначально они были деревянными — из бревен, обшитых досками. В 1754 году их перестроили в камне. Это одно из старейших сооружений города, передающее дух Пет­ровской эпохи.

Когда после войны, в 1945 году, советские архитекторы обратились к идее морского фасада (тогда ее формулировали как «выход города к морю»), было проработано много разных вариантов. Генплан 1948 года стал первым документом такого рода, предполагавшим застройку приморской набережной Васильевского острова представительными сооружениями. Ее формирование совершенно логично началось с Наличной улицы — там, где впоследствии раскинулся городок «Ленэкспо».

Первым звеном в цепи формирования морского фасада стало здание Научно-исследовательского морского института связи и телемеханики. Его возвели в 1947 – 1949 годах вдоль берега Финского залива по проекту Давида Бурышкина. Архитектор применил редкую и очень удачную стилизацию петровского барокко.

Башня посередине здания — типичный пример петровской архитектуры общественных ­сооружений. Достаточно вспомнить Кунсткамеру, а также первоначальные здания Адмиралтейства и военно-морского госпиталя на Выборгской стороне. Композицию органично дополняли шпиль на башне, скатное завершение кровли, подобное тому, что на колокольне Петропавловского собора, оформление отдельных окон в голландском стиле, которые можно встретить на Летнем дворце Петра в Летнем саду…

Специалисты отмечают, что архитектор, вероятно, хотел передать преемственность эпох в освоении приморских территорий города. Стилизация оказалась настолько успешной, что здание действительно производило впечатление постройки первых десятилетий XVIII века и перекликалось с кроншпицами.

До 1960‑х годов оно формировало прибрежную линию небольшой заводи у Морского вокзала. Затем вокруг стали появляться первые выставочные павильоны, заложившие основу будущего городка «Ленэкспо». В 1970‑е годы из дома со шпилем выехал институт, и его передали уже формировавшемуся комплексу выставочного центра под административные и хозяйственные нужды.

Увы, судьба здания оказалась печальной. Лет десять назад выставочный комплекс пере­ехал в Шушары, территорию выкупил застройщик, в нынешнем году началось ее освобождение под будущий жилой комплекс. И начался снос с самого ценного в архитектурном (да уже и историческом) отношении сооружения — с бывшего института. Формально закон не был нарушен: здание не числилось объектом культурного наследия, а аргументам градозащитников не придали особого внимания. В результате одним шпилем, напоминающим о Петровской эпохе, в городе стало меньше…

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#исторические здания #архитектура #снос зданий

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7182) от 03.06.2022 под заголовком «Шпиль на берегу залива».


Комментарии