Школа для дворянских юношей. Чему учили в кадетском корпусе

«Чтобы все оного корпуса кадеты в одном доме жили, по примеру прусского и датского и прочих королевских кадетских домов, дабы они... меньше гулянием и непристойными обхождениями и забавами напрасно время не тратили, но во всем как в учении, так и в прочем их состоянии и поведении над ними непрестанное имелось надзирание». Перед нами цитата из Устава кадетского корпуса, опубликованного в ноябре 1731 года. Его подготовили Павел Ягужинский и фельдмаршал Бурхард-Кристоф фон Миних. Содержание учебного заведения обходилось государству в 30 тысяч рублей в год.

Школа для дворянских юношей. Чему учили в кадетском корпусе | Из коллекции Государственного Эрмитажа

Из коллекции Государственного Эрмитажа

Именно Миних предложил Петру I учредить особую школу для дворянских юношей по образцу зарубежных. Кадетами в некоторых европейских странах называли молодых дворян, находящихся на военной службе в солдатских чинах до их производства в офицеры. Осуществить задумку удалось только при Анне Иоанновне, именным указом от 29 июля 1731 года учредившей Кадетский корпус. Это было первое в стране специальное закрытое учебное заведение для дворян. Его иногда даже называли «Рыцарской академией».

Разлученные с семьей недоросли попадали в не знакомый для себя мир со своими особенными порядками.

В кадеты принимали только знающих грамоту. Согласно указу, в корпусе должны были обучаться «150 российских и 50 лифляндских и эстляндских и из детей иноземцов, которые в Нашей службе обретаются». Затем по ходатайству Миниха численность увеличили до 360 человек. Возраст, в котором принимали недорослей, – от 13 до 18 лет. Их обучение продолжалось до того, как им исполнялось 20 лет.

Первых воспитанников корпус принял в феврале 1732 года. Любопытно, что устав разрешал им держать при себе слуг: «В одном покое могут жить по 6 и 7 человек кадетов, и у всех позволяется быть двум служителям, ежели их на своем коште содержать желают». Очевидно, что это могли себе позволить кадеты побогаче.

Программа обучения будущих офицеров выходила за рамки «воинских наук». Корпус готовил кадры не только для армии, но и для гражданской («статской») службы. Разностороннее образование должно было придать светский лоск будущим выпускникам. Кадет обучали арифметике, геометрии, истории, географии, рисованию, фортификации, артиллерии, воинским и политическим наукам (морали, риторике, юриспруденции, геральдике), «дворянским» дисциплинам – фехтованию («на шпагах биться»), верховой езде («на лошадях ездить»), музыке, «танцованию». Для успешного обучения количество учащихся на уроках не превышало 16 человек.

Большую роль в обучении придавали литературе и театру. Представления воспитанников смотрели в Зимнем и Летнем домах Анны Иоанновны, а при Елизавете Петровне – в придворном театре на малой сцене Зимнего дворца и в Оперном доме близ Летнего сада. Среди первого набора кадет был будущий поэт и драматург Александр Петрович Сумароков. Вокруг него сложился театральный кружок кадет, в котором ставили его трагедии и комедии. А знаменитая труппа ярославских комедиантов во главе с Федором Волковым повышала сценическое мастерство в петербургском кадетском доме.

Постепенно в учебном заведении формировались педагогические традиции, не имевшие аналогов в российском прошлом. По сути, уже тогда стали использовать дифференцированный подход к ученикам: «дабы видя природную склонность, по тому б и к учению определять».

Расположился корпус в бывшем дворце и усадьбе Меншикова. Кадетский дом был достопримечательностью столицы, его с гордостью показывали иностранным гостям. Шведский ученый Карл Рейнхольд Берк, побывавший там в аннинское время, вспоминал: «Я, проходя с майором по классам, с величайшим удовольствием наблюдал, как любовно обращался он с этими чудесными юношами. Он называл их по титулу – князь, граф, барон, или, если это простые дворяне, юнкерами».

Швед отмечал чистоту и опрятность кадетских комнат, наличие в корпусе собственного прекрасного лазарета и аптеки. По словам его прусского друга, «берлинские кадеты содержатся хуже».

Отмечая, что большое внимание в учебном заведении уделяли изучению языков, Берк писал: «Русский юноша всегда должен говорить со своими офицерами и учителями по-немецки, а немец – по-русски. Равным образом в Новый год два кадета обычно обращаются к ее величеству с поздравительными речами – немец говорит по-русски, русский по-немецки».

Не обходилось кадетское воспитание и без наказаний. Шотландский медик Джон Кук писал, что за «серьезные преступления» кадет секли шпагой по спине. Для тех, кто провинился, но был слишком мал, чтобы выдержать удары шпагой, предусматривалась другая экзекуция: их сажали за отдельный обеденный стол и давали, как свидетельствовал Берк, «разломанный хлеб, немного соли и кружку с водой».

В дальнейшем другие закрытые учебные заведения страны взяли на вооружение ограничение в еде как один из методов воспитания. Разновидностями наказаний были также арест («сажали в караульню») и выставление к позорному столбу.

В первые годы в корпусе не хватало знающих учителей, ведь в России еще не существовало учебных заведений для их подготовки. Уже упомянутый Берк, например, заметил, что учитель рисования «сам не владел хорошо рисунком». Зато танцам кадет в то время учил сам Жан Батист Ланде, французский балетмейстер, основатель первой профессиональной школы танца в Петербурге в 1738 году.

Чтобы исправить ситуацию, в учебное заведение стали привлекать профессоров Академии наук. К тому же штат учителей постепенно пополнялся и за счет самих выпускников. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» размещали объявления о вакансиях педагогов. Так, в одном из номеров 1750 года указывалось: «В Шляхетной кадетской корпус желающие определиться учителем для обучения Кадетов российских немецкому, а иноземцов, Российскому языкам явиться могут в Канцелярию того корпуса».

Вообще в «Санкт-Петербургских ведомостях» печаталось огромное количество объявлений о различных потребностях «рыцарской академии». Перечень продуктов, который предлагался желающим «поставить подрядом или продажею», дает представление о рационе воспитанников. В 1750 году в объявлениях значатся: горох, пшено, овсяные, перловые и манные крупы, мука ржаная и пшеничная, пшено сорочинское (рис. – М. К.), ячменный и ржаной солод, масло коровье чухонское, конопляное, деревянное масло (оливковое. – М. К.), сахар, чернослив, коринка, изюм.

Отдельно давались объявления на поставку «вседневно мяс свежих». В газете указывались цены, которые «явившиеся охотники просят». Например, за говядину и баранину – по 88,5 копейки за пуд, за головы говяжьи и студени – по 25 копеек, за гусаки с сычугами (субпродукты. – М. К.) по 30 копеек. И даже сегодня вполне понятно желание руководства привлечь поставщиков, «кто оные мяса дешевле ставить желает».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#кадетский корпус #история #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 217 (6815) от 27.11.2020 под заголовком «Кадетский дом».


Комментарии