Сгорело дело. Странный пожар на Ижорской улице
«Бедных обывателей Ижорской улицы (на Петербургской стороне) постигло большое несчастье в пятницу, 15 сентября. В полдень этого числа вспыхнул пожар в доме Непекина и мгновенно, не более как в течение пяти минут, охватил все этажи дома и соседние постройки. Жильцы, на наших глазах, едва успели среди белого дня спастись, и то не все. О спасении же какой‑нибудь рухляди нечего было и думать», — сообщала своим читателям «Петербургская газета» 17 сентября 1872 года.
ФОТО Unsplash
Пожары и тогда были не редкостью, причем порой случались умышленные поджоги со стороны домовладельцев, предварительно застраховавших недвижимость на крупные суммы и желавших получить положенную премию. Неизвестно, произошло ли так и в данном случае, но, по свидетельству репортера, пожарные вели себя несколько странно.
Они быстро прибыли на место возгорания, «но не тотчас почему‑то открыли свои действия». На улице уже собралась толпа зевак, которая принялась «выражать неудовольствие на пожарную команду, безучастно смотревшую на огненные языки».
Ситуацию спасло неожиданное появление петербургского обер-полицмейстера Федора Федоровича Трепова. Стоило ему показаться, как «началось быстрое поливание и ломка, и огонь буквально потушен был в минуту; бравой команде нетрудно было горевший домишко растащить по бревну. Соседние деревянные дома, хотя и отстаивались, но пострадали сильно».
Ущерб от пожара оказался весьма разорительным для арендовавших квартиры в сгоревшем доме мелких чиновников и их семей: многие лишились всего своего нехитрого имущества. «Одна молоденькая девица едва не умерла в истерике, — рассказывал корреспондент. — Воплям не было конца, но еще отчаяннее стоны были по отъезде пожарных, когда погорельцам пришлось разрешать вопрос: куда деваться?»
Впрочем, не обошлось и без курьеза. Внимание собравшихся привлек один из жильцов, тоже государственный служащий, которого корреспондент газеты охарактеризовал как «пьяного и оборванного жреца Фемиды». Не без сознания собственной важности он громко поведал публике о весьма нетривиальной ситуации: «Эх, господа, имущество мое сгорит — пустяки! А вот беда: дело из Государственного совета я взял на дом для переписки, — дело сгорит! А в нем ведь разрешается один великий современный вопрос! Да вы понимаете ли что‑нибудь, господа, в наших государственных делах?..».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 193 (7276) от 14.10.2022 под заголовком «Сгорело дело».
Комментарии