2Vtzqv4Hz9U

«Серый кардинал». Как князь Мещерский противостоял России

Среди депутатов (в ту пору их именовали гласными) петербургской городской думы встречались порой весьма колоритные личности. В 1904 году одним из 162 избранных депутатов стал князь Владимир Петрович Мещерский, действительный статский советник в звании камергера, внук историка Н. М. Карамзина, писатель и публицист крайне правых взглядов, издатель газеты «Гражданин».

«Серый кардинал». Как князь Мещерский противостоял России |

Наибольшую известность князь получил как консультант правительства Александра III, затем, после кратковременной опалы, – Николая II, прославившись своим предложением «поставить точку» в реформах Александра II. «Серый кардинал» при двух императорах, он имел одиозную репутацию не только среди левых и либералов, но и среди консерваторов.

Примерно две трети гласных, избранных в городскую думу в 1904 году, относились к консервативной стародумской партии, находившейся у руля с конца 90-х годов XIX века, почти треть _ к более либеральной новодумской партии, стремившейся к продолжению реформ Александра II. Также оставались и те, кто не принадлежал ни к одной фракции, в том числе юрист А. Ф. Кони, доктор всеобщей истории Н. И. Кареев. Князь Мещерский, исповедовавший ультрамонархические взгляды, противостоял и тем, и другим, и третьим.

Последствия не заставили себя ждать. 22 января 1905 года сторонник «новодумцев» гласный Н. А. Оппель, юрист, присяжный поверенный, предложил лишить В. П. Мещерского статуса гласного, поскольку на основании действовавшего положения никто из них не мог без уважительных причин более года уклоняться от участия в заседаниях городской думы. Между тем Мещерский в 1904 году лишь дважды исполнил свои обязанности – 7 и 16 января.

Дело приобрело скандальный оборот, поскольку о попытке своего отстранения князь В. П. Мещерский узнал из газет. Отрицая законность предпринятых действий, в письме к городскому голове он разразился весьма нелестными эпитетами в отношении органов городского общественного управления. В его послании, сохранившемся в фондах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга, он назвал деятельность городской думы «комедией самоуправления», указывал, что сам собирался выйти из состава гласных, осознав «полнейшую невозможность приносить какую бы то ни было пользу тому громадному миру беспомощного, бедного и вечно страдающего населения, которое представлено в лице сотен тысяч обывателей».

Обвинив своих коллег в «царении интересов партий и нескончаемых пререканиях над жизненною многострадальною сущностью дела», «в полнейшем презрении к мучительным и жгучим жизненным нуждам» населения столицы и навязывании ему исключительно окладных листов да поборов, Мещерский повествовал о наиболее острых проблемах городского хозяйства. К ним, безусловно, относились «отравляющая тысячами нуждающееся население Петербурга вода», непростое состояние городских больниц с «вышвыриванием за двери ежедневно сотен больных», сложное положение в сфере образования и пр.

«Я не бегу с поля битвы, – заявил Мещерский, – я ухожу из места, где после первого часа пребывания почувствовал дыхание смерти, а так как смерть настоящая без того для меня близка, то умирать от смерти нашего городского самоуправления кроме того считаю себя в праве признавать никому не нужною жертвою».

После того как 9 февраля 1905 года на заседании городской думы письмо князя Мещерского было зачитано публично, некоторые гласные, возмутившись, предложили дать соответствующий ответ на содержащиеся в нем «неосновательные по адресу городского общественного управления обвинения».

Впрочем, по предложению гласного В. Д. Набокова, отца известного писателя и одного из лидеров партии кадетов, собрание ограничилось «выражением удовольствия по поводу выбытия князя Мещерского из состава гласных». Его место занял старший кандидат по числу набранных голосов – потомственный почетный гражданин К. С. Меняев.

Что же касается князя Мещерского, то нельзя не отдать дань его уму и прозорливости. К примеру, в преддверии Первой мировой войны он прилагал немало усилий для того, чтобы убедить Николая II предотвратить столкновение с Берлином. В феврале 1914 года он опубликовал в австрийской газете Neue Freie Presse статью, где утверждал, что общеевропейская война будет иметь для России катастрофические последствия – победу революции, хаос в стране и распад Российской империи.

Князь скончался в Царском Селе 10 июля 1914 года в день предъявления Австро-Венгрией ультиматума Сербии. Как написал в некрологе известный русский писатель и публицист Б. Б. Глинский, «большинство некрологов в газетах и журналах, откликнувшихся на смерть князя, почтило его память как «ярого реакционера», который «не десять, не двадцать, не тридцать лет, а целые полвека имел «своеобразную смелость» стоять одиноко, имея против себя всю Россию».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #депутаты #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 212 (6810) от 20.11.2020 под заголовком «Как князь Мещерский противостоял России».


Комментарии