Сдержанность как признак стиля. Чем известен зодчий Владимир Щербин?

Ленинградского зодчего Владимира Николаевича Щербина, которому 23 сентября исполнилось бы 90 лет, нам пока еще трудно поставить в один ряд с величайшими архитекторами, творившими в Петербурге в давние времена. Тем не менее искусствоведы и архитекторы уверенно говорят: все его работы способствовали формированию благородного облика нашего города, в котором уважают традиции прошлого и умеют создавать здания в современных стилях.

Сдержанность как признак стиля. Чем известен зодчий Владимир Щербин? | РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

«При огромном пространственном размахе ленинградской архитектуре свойственна благородная простота и сдержанность в деталях, – отмечал Владимир Щербин. – Цельность, ясность и яркость замысла, сдержанность и чувство единого в деталях – то, чему я стремлюсь научить студентов»...

Владимир Николаевич родился в Ленинграде. Его мать Ольга Федоровна была учителем, а отец Николай Константинович – архитектором. Владимир окончил архитектурный факультет института им. И. Е. Репина в 1954 году, он был выпускником мастерской профессора Е. А. Левинсона, где постигал опыт ленинградской архитектурной школы. В том же году он начал работу в институте «Ленпроект».

Архитектор, художник и градостроитель, уже имеющий за плечами опыт создания предмостной площади Александра Невского с гостиницей «Москва», в 1972 году он стал руководителем архитектурно-планировочной мастерской № 6 института «ЛенНИИпроект».

«Я проработал под его руководством около семнадцати лет, – рассказал коллега Владимира Щербина архитектор Сергей Шмаков. – Полем нашей деятельности были тогда Московский район, районы бывшего Комендантского аэродрома и озера Долгое. Жилые кварталы, общественные здания, спортивные и культурные объекты...»

Одна из важных совместных работ – 87-й квартал на Пулковском шоссе, сразу же за площадью Победы. Он сформирован целиком из зданий 137-й серии. Но как удачно! Строгий и стройный облик домов, напоминающий ансамбль регулярной застройки, обогащен волнообразными сдвигами секций, разрывами и уступами. Даже цветовое решение весьма оригинально: если фасады, выходящие на магистраль, облицованы светло-серой мелкоразмерной плиточкой, то внутриквартальные – двух ярких цветов, красного и желтого, что оправданно для оживления будничной жилой среды.

Следующей крупной работой мастерской, возглавляемой Щербиным, была застройка территории Варшавской улицы, освобожденной от железнодорожной линии.

«Владимир Николаевич удивил меня при первой же нашей встрече, когда я, вчерашний выпускник архитектурного факультета ЛИСИ, только переступил порог 6-й мастерской «Ленпроекта», – вспоминает Михаил Сарри, ее нынешний руководитель. – «Мы тут начинаем проектирование жилой застройки вдоль Варшавской улицы _ от Бассейной до Краснопутиловской (порядка двух километров!), – сказал он, обращаясь ко мне. – Справитесь?». «А то!» – воскликнул мой внутренний голос. Но вслух я тихо произнес: «Постараюсь». Однако сам факт того, что такую крупную и сложную в градостроительном плане работу доверили «необстрелянному» новобранцу, пусть и под присмотром опытного «дядьки», меня, конечно же, впечатлил»...

В итоге застройку Варшавской улицы высоко оценили на Всесоюзном и Всероссийском архитектурных конкурсах, получила она и хорошие отзывы в прессе. По словам Михаила Сарри, произошло это только потому, что в ворохе его эскизов (один безумнее другого!) старшие коллеги во главе с Владимиром Николаевичем «сумели найти один, наименее экстремальный, и разглядеть в нем потенциальную основу для дальнейшего серьезного проектирования».

Кроме Московского района мастерская занималась проектированием в Ждановском (ныне Приморском). Здесь Владимир Щербин также осуществил немало талантливых проектов. Чего только стоят четыре монолитных дома на нынешней площади Льва Мациевича – цельность замысла и исполнения на высочайшем уровне! А сооружение (в соавторстве с коллегами) в 1983 – 1989 годах жилых домов на Коломяжском проспекте, которые уступами раскрывают четную сторону магистрали перед Коломягами...

«Творческое (и не только) кредо Щербина – «сдержанность». В смысле – отсечение крайностей, неприятие экстремизма и внешних эффектов, умеренность, доведенная до абсолюта, – рассказывает Михаил Сарри. – Вполне возможно, что из этого постоянного поиска золотой середины возникла особенность, не встречавшаяся мне ни у кого другого. Я назвал бы ее «феноменом неочевидной правоты». Владимир Щербин всегда оказывался прав в долгосрочной перспективе».

Пример: в середине 1980-х годов мастерская № 6 приступала к проектированию крупного квартала в районе озера Долгое. Михаил Сарри предложил свой вариант одного из углов квартала, сложного в градостроительном отношении, и, уверенный в своей правоте, горячо отстаивал его перед Щербиным. Тот видел иное решение. Чтобы утвердиться в своей правоте, Сарри тайком от шефа провел опрос среди авторитетных архитекторов тогдашнего «ЛенНИИпроекта», которые выступили в его поддержку.

«С победоносным видом я доложил Щербину результаты этого эксперимента, перечисляя фамилии его участников, – вспоминает Сарри. – С равнодушным видом дослушав до конца этот внушительный список, Владимир Николаевич сказал: «Вот теперь мне абсолютно ясно – делаем так!». И указал на свой вариант. Прошло более тридцати лет. Теперь, проходя мимо этого квартала, реализованного, естественно, по варианту Владимира Николаевича, я невольно удивляюсь: а разве могло быть иначе?».

«Самым крупным нашим объектом был новый телецентр возле Удельного парка, на углу проспекта Испытателей и Коломяжского, – вспоминает Сергей Шмаков. – Работа над ним заняла полтора десятка лет. Здание уже было готово на 80%, но тут грянула перестройка, и оказалось, что телецентр такого масштаба никому не нужен. Через несколько лет этот недострой купили бизнесмены, чтобы превратить его в торговый центр. Скрипя зубами, мы поработали над этой трансформацией пару лет, но в итоге заказчик все снес и воплотил свою мечту в виде сарая без какой-либо архитектуры».

Стоит упомянуть и то, что Владимир Щербин участвовал в проектировании подземных вестибюлей станций метро «Черная Речка», «Пионерская», «Площадь Александра Невского-2», «Старая Деревня», которые отличаются строгостью и лаконичностью, но вместе с тем в них отчетливо чувствуется петербургский стиль.

«Лебединой песней» Владимира Николаевича можно назвать новое здание Российской национальной библиотеки на Московском проспекте (он создавал его в соавторстве с Лидией Варшавской). В адрес этого сооружения раздавалось немало критических высказываний, однако несомненно, что оно стало настоящим храмом науки, сформировав вместе с расположенным напротив «домом с башней» одну из самых красивых площадей на Московском проспекте.

Уместно вспомнить слова Владимира Щербина: «Зодчие нашего города не шли на подчинение и приспособление к северу: огромные окна Растрелли, колоннады и портики Кваренги, Росси и Воронихина – все это далеко от узкого утилитаризма». Если мы сегодня услышим архитектора, то поймем, что новое здание Публички встало в один ряд с произведениями крупнейших зодчих Петербурга XVIII – XIX веков.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #зодчество #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6772) от 28.09.2020 под заголовком «Сдержанность как признак стиля».


Комментарии