С видом на Стрелку. История Мытнинской набережной в Петербурге

На протяжении столетий здесь кипела бурная портовая, таможенная и торговая жизнь. Теперь отсюда открывается едва ли не самый изумительный вид в Петербурге... Романтично смотрится кажущийся стародавним Кронверкский мостик (хотя это вовсе не так), покоящийся на потемневших деревянных устоях...

С видом на Стрелку. История Мытнинской набережной в Петербурге | ФОТО Марии ШЕРИХ

ФОТО Марии ШЕРИХ

Спустя всего лишь десятилетие после основания Петербурга здесь, на тогдашнем Березовом острове, в истоке Малой Невы, был выстроен деревянный пакгауз, крытый дранкой. Как указывал историк Сергей Луппов, там «шла бойкая торговля всем, что употребляется для домашнего хозяйства», а также размещались мучные склады. Это был Мытный двор – предтеча Таможенного. Мытом до середины XVII века называли пошлину, которую на Руси взимали с купцов, ввозивших товар. На мытных дворах его хранили, подвергали учету, облагали этим самым мытом, а также торговали.

По соседству, на сваях, были устроены бойни. Названия проходящих рядом Провиантской улицы и Мытнинского переулка напоминают о магазейнах (так именовали тогда склады) Мытного двора...

С самых давних пор и до первых десятилетий прошлого века здесь существовал Мытный перевоз на другую сторону Невы. Отсюда к Дворцовой пристани ходили пароходы «Товарищества для эксплуатации электричества Подобедова и Ко». Отсюда же 31 января 1891 года по льду была проложена первая линия городского трамвая – узкоколейного, однопутного.

Устройство Мытнинской набережной продолжалось с 1873-го по 1891 год, основные работы велись с 1875-го по 1877 год. Согласно отчету городской управы за 1891 год, сооружение набережной обошлось в 48 тысяч 705 рублей. С тех пор она стала красивейшим местом Петербурга и любимым променадом.

Там, где сейчас находится памятный знак академику Дмитрию Лихачеву, стояла часовня Св. Александра Невского, возведенная в память о «чудесном спасении» августейшей семьи во время крушения царского поезда у станции Борки в октябре 1888 года. Она была повреждена наводнением 1924 года и затем исчезла в вихре революционных потрясений.

В советское время Мытнинская набережная представляла собой асфальтированный, плавно изогнутый по берегу тротуар, отгороженный от проезжей части газоном. На старых снимках можно видеть, как по склону, вымощенному булыжником, вниз спускались гранитные ступени массивной лестницы. Место это выглядело европейским уголком, едва ли не амстердамским...

Повинуясь протоке, омывающей Ватный остров (где располагались краснокирпичные винные склады, а затем лаборатории ГИПХа), набережная пересекала нынешнюю площадь Лихачева и заканчивалась у Александровского проспекта (ныне пр. Добролюбова). Зоологический переулок, в створе которого в 1894 году построили деревянный Биржевой мост, рассекал набережную на две части, булыжный склон с тумбами простирался и дальше. Протоку Ватного острова засыпали в середине 1950-х годов.

Фотографы и кинематографисты не раз снимали этот каменный изгиб. В фильме «Антон Иванович сердится» (1941) по набережной идет актриса Людмила Целиковская, а вместо гранитных ограждений мы видим чугунные тумбы с цепями. С крыш домов на Мытнинской набережной снимали фильмы «Танго на Дворцовой площади» (1993) и «Золотой глаз» (1995) из знаменитой бондианы.

Среди построек на Мытнинской набережной выделяется семиэтажный дом под # 5, построенный в 1914 году, в котором с 1915 года располагались меблированные комнаты «Княжий двор». Эркер, который поддерживают симпатичные кариатиды, смотрит на Биржевой мост. В 1930-е годы здесь обосновалось общежитие Ленинградского университета, называемое «Мытней». Оно на долгие годы стало пристанищем студенческой молодежи, которой было удобно жить неподалеку от своих факультетов, академических библиотек, музеев да еще и в самом красивом месте Ленинграда.

Здесь состоялось первое выступление обэриутов – группы писателей и деятелей культуры, которые во второй половине 1920-х годов составили Объединение Реального Искусства. В этом же доме, в комнатке, выходившей окнами в Зоологический переулок, жила молодая студентка Эдита Пьеха. Тут она познакомилась и со своим будущим мужем Александром Броневицким, который в середине 1950-х годов организовал знаменитый ансамбль «Дружба».

В 2011 году здание было снесено, а затем воссоздано, получив в дополнение подземный паркинг и стеклянную мансарду.

Домом № 3 по соседству с «Мытней» перед революцией владел князь генерал-майор Платон Сергеевич Оболенский. В соседнем доме (# 1), на углу тогдашнего Александровского проспекта, в те же годы находилось охранное отделение. В романе «Март семнадцатого» Александр Солженицын описывал, как оно было разгромлено во время Февральской революции 1917 года. На мостовой пылали горы папок, ветер носил бумаги, прохожие носками сапог подталкивали их в огонь...

В конце 1950-х на этом месте возвели дом для сотрудников Монетного двора. Одним из жильцов был Василий Толстиков, первый секретарь Ленинградского обкома партии. В этом доме в квартире актера Александринки Владимира Эренберга в период съемок на «Ленфильме» советско-американской сказки «Синяя птица» бывал знаменитый голливудский режиссер Джордж Кьюкор. Сюда же ходил любоваться салютом Иннокентий Смоктуновский, прославленный Гамлет нашего кино.

Рядом с домом к воде спускалась лестница, она когда-то вела к плавучему ресторану «Кронверк», на палубе которого Евгений Татарский снимал эпизод кинофильма «Золотая мина». Потом его сменила шхуна «Минхерц», у которой оказалась непростая судьба, потом тут разместился дебаркадер МЧС и причал аквабуса. Сегодня по соседству темнеет громада новодельного корабля «Летучий голландец», черты которого напоминают фрегат Ост-Индской компании «Амстердам»...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#набережная #история города #прогулки по городу

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 153 (6751) от 28.08.2020 под заголовком «С видом на Стрелку».


Комментарии