2Vtzqv4Hz9U

С бронзовым оттенком. История башни на Выборгской стороне

Возводить новые высотные доминанты вблизи исторического центра — дело чрезвычайно сложное и ответственное. Неудачных сооружений, появившихся за последние десятилетия, можно назвать немало, а вот удачных — не так много. Среди них, безусловно, башня, расположенная на пересечении Кантемировской улицы и Большого Сампсониевского проспекта (Кантемировская ул., 12; Белоостровская ул., 4). С 2001 года возникшая здесь площадь носит имя академика, главного конструктора авиационных двигателей В. Я. Климова.

С бронзовым оттенком. История башни на Выборгской стороне | Петербург не боялся высотных доминант, и его легендарная «небесная линия» — это как раз сочетание горизонталей и вертикалей. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Петербург не боялся высотных доминант, и его легендарная «небесная линия» — это как раз сочетание горизонталей и вертикалей. / ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Появилась эта башня на исходе советского времени. Как отмечает историк архитектуры Владимир Лисовский, она стала одним из наиболее заметных высотных ориентиров Выборгской стороны.

Проект, разработанный Ленинградским государственным проектным институтом № 5 по заказу Министерства связи для особого конструкторского бюро «Радуга», был готов в 1980 году. Его авторами стали Станислав Савин, впоследствии заслуженный архитектор России, и Сергей Зельцман, известный так же как автор комплекса НИИ сердца, крови и эндокринологии им. Алмазова. Строительство было начато в 1985 году и завершилось к концу 1990 года.

«Изначально высота здания предполагалась около 100 метров, — рассказал Станислав Савин. — Когда мы представляли проект на архитектурном совете в Главном архитектурно-планировочном управлении, нас попросили представить 20 видовых точек из центра Ленинграда и с Кировских островов. Мы их выполнили, в частности, сделали несколько видов с набережных от Дворцового до Литейного моста. Почти везде эта башня хотя бы немного, но входила в панораму ­центра города. И хотя тогда еще не существовало высотного ­регламента, нас попросили убрать три этажа и понизить ­высотный объем до 90 метров, что мы и сделали».

Как отмечает Владимир Лисовский, крупные габариты и мощная несущая конструкция в виде монолитного железобетонного каркаса потребовали использования не только надежных инженерных решений, но и соответствующих по выразительности формальных приемов. Они были взяты в основном из арсенала стиля, который Лисовский определяет понятием «брутализм».

По словам архитектора Сергея Зельцмана, стержнем здания служат шахты шести лифтов. Остальная конструкция — каркас из железобетонных колонн и балок. Наружные стены отделаны керамзитобетонными панелями, в которые уже на заводе вмонтировали отделочный материал — сааремский доломит.

Внимание привлекает необычное остекление здания. Авторы проекта рассказали, что еще в самом начале строительства удалось договориться о поставке из ГДР стеклопакетов «терафлекс». При высокой температуре на стекло наносили окислы сурьмы, что придало ему бронзово-шоколадный цвет.

Здание возвышается над набережными и окружающей застройкой, а со стороны станции метро «Лесная» эффектно замыкает перспективу Кантемировской улицы, что отвечает классическим петербургским традициям. Стоит также добавить, что плотная застройка Большого Сампсониевского ­проспекта не дает возможности увидеть башню вплоть до того момента, пока вы не окажитесь на самой площади. Тем самым достигается эффект, который использовали зодчие XVIII — XIX веков…

С северной и южной сторон от высотного здания расположены двухэтажные крылья вычислительного центра. В общей композиции комплекса участвует также пространство перед башней, центром которого должен был стать фонтан. Авторы предполагали создание здесь центра притяжения молодежи, поскольку по соседству расположено несколько общежитий. Однако затея не удалась. Фонтан запус­тили только в 2002 году, да и функционировал он всего несколько лет.  

Была также задумана скульптура — три бронзовые фигуры космонавтов возле бьющих вертикально струй. Увы, и эта идея так и не была осуществлена. Нынче облицовка фонтанного комплекса страдает от вандалов. Он нуждается в ремонте, а сама территория возле башни — в серьезной реконструкции.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #история #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7117) от 25.02.2022 под заголовком «Башня с бронзовым оттенком».


Комментарии