Реконструкция для Репина: как в Александровском лицее инсценировали экзамен

Инициатором этой «исторической реконструкции», запечатленной в 1911 году известным фотографом Карлом Буллой, стал художник Илья Репин. Работая над картиной «Пушкин на лицейском экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года», он попросил устроить инсценировку того знаменитого события, на котором, как писал Пушкин в «Евгении Онегине», «старик Державин нас заметил…».

Реконструкция для Репина: как в Александровском лицее инсценировали экзамен | Ныне полотно, подаренное Пушкинскому музею Александровского лицея, находится в Царскосельском музее-лицее./Из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Ныне полотно, подаренное Пушкинскому музею Александровского лицея, находится в Царскосельском музее-лицее./Из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

19 октября 1911 года Императорскому Александровскому (бывшему Царскосельскому) лицею исполнялось 100 лет. Поздравить учебное заведение со славным юбилеем готовились многие, в том числе его бывшие питомцы. Так, 35‑й курс выпуска 1877 года в качестве подарка заказал скульптору Вере Штейн бюст Пушкина-лицеиста. А воспитанник 69‑го курса представитель императорского семейства князь Олег Константинович Романов готовил факсимильное издание рукописей поэта, хранящихся в Пушкинском музее Александровского лицея.

Свой подарок решило сделать и Пушкинское лицейское общество, созданное в учебном заведении в 1899 году, в честь столетия со дня рождения поэта. Оно обратилось к Илье Репину с просьбой написать картину на один из предложенных сюжетов — акт открытия лицея 19 октября 1811 года или переводной экзамен в лицее 8 января 1815 года. Живописец выбрал второй сюжет.

инсценировка лицей.jpg
Запечатленный на снимке Карла Буллы лицеист Георгий Лесков, стоящий возле стола «экзаменаторов», окончил учебное заведение в 1913 году и поступил на военную службу, был поручиком 1‑го Драгунского Нижегородского полка./Из коллекции Всероссийского музея А. С. Пушкина. РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Получив его согласие, секретарь Пушкинского лицейского общества Павел Рейнбот писал Репину: «Благодаря Вам, Илья Ефимович, знаменательный момент, когда мас­титый певец Фелицы Державин на склоне своих дней благословил юношу-лицеиста Пушкина, момент, уже занесенный в летопись русской литературы, получит еще яркое выражение в истории русской живописи. Вы, Илья Ефимович, создадите новый памятник великому поэту…».

Художник хотел выяснить все до мелочей, чтобы правдиво воссоздать обстановку. Члены Пушкинского лицейского общества познакомили его со списком участников экзамена, предоставили портреты некоторых из них, сведения о костюмах той эпохи, помещении, где проходил экзамен. Для Репина нарисовали план размещения мебели, гостей, лицеистов.

Но всего этого оказалось недостаточно. Поскольку здание Царскосельского лицея после перевода учебного заведения в Петербург в 1843 году было внутри перестроено, по просьбе Ильи Репина и была устроена инсценировка в Александровском лицее на Каменноостровском проспекте.

В назначенное время в одном из залов собрались воспитанники, директор, члены Пушкинского лицейского общества. Вдоль стены поставили длинный стол, покрытый скатертью, за который сели бывший министр народного просвещения, лицеист 35‑го курса П. М. фон Кауфман, директор лицея Б. Э. фон Вольф, секретарь А. А. Рубец, секретарь Пушкинского лицейского общества П. Е. Рейнбот. Они выступали в роли экзаменующих.

На стульях перед столом первый ряд заняли дамы, среди которых была и жена Репина Н. Б. Нордман-Северова. За дамами уселись несколько воспитанников, изображавших гостей. За ними встали 29 лицеистов: именно столько присутствовали на переводном экзамене в 1815 году. В инсценировке участвовал правнук А. С. Пушкина — лицеист 68‑го курса Павел Кондырев. Один из лицеистов, Георгий Лесков, встал у стола экзаменаторов.

Для того чтобы не заслонять образ главного героя полотна, большая часть изображенных Репиным гостей не наделены особыми чертами. Но из шестидесяти человек, написанных им, некоторые вполне узнаваемы. Рядом с Державиным — ректор Петербургской духовной академии Филарет (Дроздов). Правда, на экзамене по российской словесности его не было, но он присутствовал в лицее 4 января 1815 года на экзамене по Закону Божьему. Узнаваем министр народного просвещения граф А. К. Разумовский. Среди гостей, сидящих в креслах в первом ряду, — отец поэта Сергей Львович.

Известно, что картину художник написал в двух вариантах. Первоначально он начал работу над полотном большого размера, но вскоре понял, что не успеет завершить его в срок. К тому же члены Пушкинского лицейского общества просили внести некоторые изменения. Тогда Илья Ефимович приступил ко второму варианту, меньшего размера, с учетом пожеланий. Эта картина была подарена Пушкинскому музею Александровского лицея.

Первоначальный вариант художник также завершил (в настоящее время он хранится в одном из зарубежных музеев). Его представили на 40‑й выставке передвижников, проходившей в Москве в 1911 – 1912 годах. Общество имени Куинджи присудило художнику первую премию и золотую медаль, но Репин от нее отказался, объяснив это тем, что «премии имеют принижающее влияние на искусство».

Читайте также:

Билет для пребывания в столице: срок его действия ограничивался одним годом

Разгадка портрета: как собирательный образ превратился в изображение конкретного человека


#история #Илья Репин #Царскосельский лицей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 194 (8016) от 17.10.2025 под заголовком «Лицейская инсценировка».


Комментарии