Разлив Нила в Петергофе. История павильона «Озерки»
Этот павильон, от которого нам достались лишь развалины, возвели в 1848 году по проекту архитектора А. И. Штакеншнейдера. Назвали его «Озерки», но за цвет стали именовать Розовым. Одноэтажное здание в неогреческом стиле украшала обзорная башня, с которой открывались восхитительные виды на парковые аллеи, пруды и каналы фонтанной системы, сельский Никольский домик, Царскую мельницу, Бельведер и остров с искусственно созданными руинами.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
К южному фасаду павильона примыкал навес-пергола, который поддерживало 16 герм – колонн сердобольского гранита, увенчанных женскими головами. Первоначально скульптор А. И. Теребенев создавал их для украшения Нового Эрмитажа, как и своих знаменитых атлантов.
Чтобы вписать павильон в пространство между тремя водоемами, Николай I лично подкорректировал береговую линию. С юга павильон выходил на Самсоновский бассейн, где с помощью гранитной плиты, увенчанной изящной решеткой, была сделана запруда. От нее под зданием шли две чугунные трубы, доставляющие воду к фонтанам.
С востока от павильона прямо к Мельничному пруду спускалась лестница, рядом струился водопад. Северный фасад выходил на Круглый пруд. На другом его берегу стояла мужская статуя – аллегория реки Нил, символизирующая обилие воды в петергофских фонтанах. Оригинал был греческим, датированным второй половиной I века, в Ватикане находится его мраморная копия, в Петергофе установили ее гальванопластическую «реплику». Она была изготовлена в петербургской мастерской Гамбургера по модели, присланной Папой Пием IX в дар Николаю I в 1851 году.
Окружали статую 16 скульптур мальчиков, олицетворяющих 16 локтей (меpа длины), на котоpые поднимаются воды pеки во вpемя pазлива.
Сам павильон, как и многие петергофские постройки, был предназначен для увеселения. В дневниках Николая I есть записи об обедах и полдниках в «Озерках». Устраивали здесь и театральные представления: в 1850 и 1851 годах дали балет «Наяда и рыбак». Сценой служили плоты, и летней ночью при полной луне и разноцветной иллюминации танцоры казались парящими над водой.
Император тогда пытался создать в Петергофе некую модель идеального мира и сам любил бывать здесь. Более того, по воспоминаниям современников, особое удовольствие он получал, когда во время прогулки по паркам его не узнавали встречные.
Все пространство от Верхнего сада до Бабигонских высот, занимаемое прежде Охотным болотом, лесом и кустарником, превратилось в парковую зону, усеянную самыми разнообразными строениями. Вокруг Лугового парка возвели показательные деревни. Их жителей обязали ухаживать за парком, а его живописные луга одновременно служили для них покосами...
Но николаевская эпоха ушла, и времена изменились. Железная дорога отрезала Луговой парк от центра Петергофа. Парк стал зарастать, случалось даже воровство. В 1876 году памятник Нилу лишился четырех фигур мальчиков.
После революции, как гласит архивный документ, павильон признали выразителем стремления «катящегося к закату самодержавия внести интимную струю в официальную обстановку показного строительства» и предложили использовать как летнюю дачу.
Садовая скульптура была перенесена в Нижний и Колонистский парки. От нее сохранились парная группа амуров на дельфинах (их можно увидеть в Нижнем парке у фонтана «Солнце») и «Афина Джустиниани», которая стоит за дворцом Марли. Там же выставлен и фрагмент одной из герм. У Царицына павильона находится «Спящая Венера», а от композиции «Нил» остался лишь пьедестал, щедро украшенный граффити. Уцелело и несколько статуэток, переживших эвакуацию в Сарапул и ныне выставленных в Царицином и Ольгином павильонах.
В 1924 году Розовый павильон отремонтировали, провели обмеры и новую атрибуцию ряда объектов. С разрушающихся архитектурных частей и украшений сняли 27 шаблонов. В павильон вернули фарфор и бронзу, составили по нему описи.
В апреле 1941 года была составлена смета на новый ремонт, все внутренние реставрационные работы решили отнести на следующий год. Не получилось: началась война, и Розовый павильон оказался в центре боевых действий.
19 июля 1941 года в Луговой парк для строительства Петергофского укрепленного района прибыл 264-й отдельный пулеметно-артиллерийский батальон. В павильоне разместился его штаб, а в обзорной башне – корректировочный пункт артиллерийского огня по немцам. Немцы обстреливали павильон, наступая с Бабигонских высот. После захвата павильона они оборудовали на башне свой пункт корректировки артстрельбы. И теперь его обстреливала уже советская артиллерия – из Кронштадта...
После войны кирпичи из полуразрушенного павильона стали разбирать местные жители. В конце 1950-х было зафиксировано, что цел цокольный этаж и шесть герм. Появились проект реставрации, фиксационный обмер, готовился проект консервации. Однако уже инвентаризация 1984 года констатировала, что Розовый павильон превратился в руины. А теперь постепенно исчезают и они...
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (6805) от 13.11.2020 под заголовком «Разлив Нила в Петергофе».
Комментарии