Равнение на столицу. В Ленинграде планировали возвести сразу пять высотных доминант
В Ленинграде нет таких сталинских высоток, как в Москве. Однако это вовсе не означает, что их не проектировали. Первый послевоенный Генеральный план развития Ленинграда, принятый в 1948 году, включал строительство высотных доминант. От предыдущего генплана, принятого в 1935 году, он отличался тем, что предполагал развитие города не только на юг, но и в других направлениях.

Один из конкурсных проектов площади у Средней Рогатки, представленный архитектором Сергеем Сперанским. Он предлагал установить там Московские ворота, которые были разобраны в середине 1930‑х годов. Из фондов ЦГАЛИ Санкт-Петербурга./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
В докладной записке замзавотдела городского хозяйства горкома ВКП(б) Боровского, поданной на имя секретаря горкома Владимира Козлова, отмечалось, что, учитывая плоский рельеф Ленинграда, высотные здания могут создать необходимый живописный контраст. «В историческом центре есть свои доминанты (Петропавловский собор, Адмиралтейство), а развитие Ленинграда в новых направлениях требует создания и там силуэтности путем введения высотных доминант».
В 1949 году в управлении по делам архитектуры разработали схему, на которой было указано пять мест, предусмотренных для высотных зданий. Под документом значились подписи главного архитектора Ленинграда Николая Баранова и заместителя начальника Архитектурно-планировочного управления города Александра Наумова.

Первая точка — площадь у Средней Рогатки, ныне площадь Победы. После многочисленных дальнейших конкурсов высотные здания в 22 этажа, как известно, там появились, только уже совсем в другую эпоху — в 1970‑х годах.
Вторая — нынешняя площадь Морской Славы с Морским вокзалом. Она должна была «работать» на восприятие города с моря. Высотная доминанта там так и не возникла, однако шпиль на Морском вокзале, возведенном в 1983 году, это место все‑таки обозначил.
Третья — на месте разрушенного ипподрома — нынешняя Пионерская площадь, южнее ТЮЗа. В проектируемую высотку предполагалось перевести институт «Ленгипроспецгаз». Высотка отмечала бы собой границу «старого Петербурга» и «нового Ленинграда», причем она была бы воздвигнута на продолжении второго из лучей «невского трезубца» — нынешней Гороховой улице (в ту пору улице Дзержинского). Ни новой улицы, ни башни в результате так и не появилось, Гороховую улицу «замкнуло» собой здание ТЮЗа.
Четвертая площадка — на Большой Охте, напротив Смольного собора. Причем не в устье реки, где в начале XXI века была сделана попытка возвести небоскреб, а севернее — на месте нынешней гостиницы «Охтинская». Против этой точки выступал глава тогдашней инспекции по охране памятников Николай Белехов. Баранов же с Арменом Барутчевым резонно возражали, что новая доминанта вовсе не подавит Смольный собор, а вот важный градостроительный узел возле устья Охты подчеркнет. Примерно так же, как высотка на Котельнической набережной у устья Яузы в Москве.
И, наконец, пятая доминанта была реализована в гораздо меньшем масштабе — это Финляндский вокзал. В проекте Николая Баранова и Якова Лукина венчавшая его башня должна была изначально достигать 75 – 80 метров, а в переработанном проекте — почти 100 метров. Но построить вокзал в таком виде не удалось. Впоследствии проект еще много раз проходил обсуждение, было решено сделать здание более «легким». Поэтому общая высота возведенной башни равна 50 метрам, из которых половина приходится на шпиль.

Макет Финляндского вокзала. Архитектор Николай Баранов, 1952 г. Из фондов ЦГАНТД Санкт-Петербурга./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА
Отметим, что в эскизах все упомянутые высотки по своим очертаниям очень напоминали московские — вытянутые, с башенным завершением и шпилем наверху.
Читайте также:
«В честь революционного крейсера». Вышла книга Алексея Дунаевского об истории кинотеатра «Аврора»
Ущерб в тысячу рублей. Что взорвалось в фотоателье Иосифа Оцупа 20 января 1916 года?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 36 (7858) от 28.02.2025 под заголовком «Равнение на столицу».
Комментарии