Радость полета. Как авиация вошла в жизнь столичных жителей
«Во время любопытного зрелища полетов на Комендантском аэродроме случилась оригинальная «катастрофа» на задворках одной из дач на окраине Коломяг. Несколько парней и крестьян забрались на крышу небольшого сарайчика, чтобы лучше разглядеть подъем и спуск авиаторов на аэродром», – сообщалось 11 мая 1914 года в «Петербургском листке».
ФОТО pixabay
«Дощатая крыша ветхого сарайчика зловеще поскрипывала при каждом движении бесплатных зрителей, развалившихся на ней», но бесшабашная молодежь уже полностью была поглощена происходившим в небе зрелищем. Когда французский летчик-ас Адольф Селестен Пегу (он вторым после Петра Нестерова выполнил «мертвую петлю») стал «проделывать свои воздушные трюки», расположившаяся на ненадежной крыше разгоряченная компания принялась яростно «махать шапками и аплодировать».
Сарайчик не сдюжил столь бурного проявления эмоций, с треском рухнул, «и все зрители, проделав «мертвые петли» и «скольжения», на руках и ногах очутились на земле среди груды гнилых досок и брусьев». На грохот выскочил крестьянин-дачевладелец, и несчастные зрители, отделавшиеся легкими ушибами, бросились наутек...
В начале XX века авиация все стремительнее входила в жизнь столичных жителей. Александр Блок, по словам его друга и биографа Владимира Пяста, говорил, что работающий пропеллер «ввел в мир новый звук», а сам поэт в письме к матери уверял: «В полетах людей, даже неудачных, есть что-то древнее и сужденное человечеству, следовательно – высокое».
В 1910 году был открыт Комендантский аэродром (в Коломягах) и основан Корпусной. Он находился в районе нынешнего парка Авиаторов, сохранившего в своем названии историю места. На их летных полях проводились праздники воздухоплавания, испытывались отечественные и зарубежные аэропланы. От зрителей неизменно не было отбоя. И это несмотря на то что на заре своего существования авиация была особенно опасным занятием: многие летчики калечились, погибали, причем иногда на глазах у тысяч зрителей.
На слуху было имя Льва Мациевича, погибшего в 1910 году; на месте его падения в районе нынешней Аэродромной улицы установлен памятный знак. Поэт Александр Блок, в мае 1911 года ставший свидетелем гибели Владимира Смита, откликнулся на это событие стихотворением «Авиатор», в котором есть такие строки: «Зачем ты в небе был, отважный, // В свой первый и последний раз? // Чтоб львице светской и продажной // Поднять к тебе фиалки глаз?».
Однако для тех, кто заболел небом, как правило, обратной дороги не было. Русский воздухоплаватель Николай Попов сказал об этом так: «Немыслимо забыть то, что сильно любил... В летании есть великая радость. Тот, кто сидел на аэроплане, правил им, как игрушкой, знает, какая радость рождается в минуты полета; чарует новизна, неизведанная красота мира. Эту радость не забудешь».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 72 (6910) от 23.04.2021 под заголовком «Радость полета».
Комментарии