Пустили на дрова. Как пытались восстановить Екатерингофский дворец

В этом покосившемся обгоревшем строении сложно узнать бывшую резиденцию Петра I — Екатерингофский дворец. Огонь охватил его ранним летним утром 1923 года. Несмотря на усилия пожарных, пытавшихся отстоять здание, стены обгорели, крыша обвалилась… К счастью, ценные коллекции не пострадали: еще до начала Первой мировой войны все предметы были переданы в Зимний дворец.

Пустили на дрова. Как пытались восстановить Екатерингофский дворец | Вид фасада здания Екатерингофского дворца Петра I после пожара, 1923 г. Автор съемки не установлен. / @ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Гр 6431.

Вид фасада здания Екатерингофского дворца Петра I после пожара, 1923 г. Автор съемки не установлен. / @ Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга, 2022. Гр 6431.

С середины 1820‑х годов деревянный петровский домик стал первым в России дворцом-музеем, в котором весной и летом можно было увидеть подлинные вещи Пет­ровской и Елизаветинской эпох: парадный кафтан государя, «китайские кабинеты», редкие книги о Петре I. Особое внимание привлекала «шуточная» карта азиатской России, по которой царь экзаменовал нетвердо знающих географию. По словам историка Михаила Пыляева, стороны света на ней были поменяны местами, а курьезная надпись гласила: «до сего места Александр Македонский доходил, ружье спрятал, и колокол оставил».

От широкой террасы дворца к Черной речке (ныне Екатерингофке) вел небольшой канал — гаванец (он сохранился до сих пор). Дворец и сад были центром паркового ансамбля — ровесника Петербурга. Со всех сторон их окружала вода — реки Екатерингофка, Таракановка и Бумажный канал. Состоятельная публика приезжала сюда, чтобы отдохнуть, как писали тогда, «в прекрасных садах и гульбищах».

В XIX веке ансамбль стал «прирастать» новыми территориями, протянувшимися вдоль Лифляндской улицы. По мере того как городские границы сдвигались на юг, бывшая царская мыза оказалась в центре фабрично-заводской окраины, снискав славу одного из самых демократичных городских садов. В выходные он пестрел «поддевками» и «картузами», особенно много их было на ежегодных «маевках» и на Троицу. В начале ХХ столетия теат­ральный критик Владимир Вакулин (псевдоним Вл. Линский) сокрушался: стоило запретить в парке продажу пива, как он быст­ро опустел: «рабочий люд перестал посещать его, а другой пуб­лики в Екатерингофе нет».

В 1920‑х годах над садом Первого Мая, как тогда стали именовать Екатерингоф, взяли шефство два промышленных гиганта — «Красный путиловец» и «Красный треугольник». Для рабочих открыли кружок массовых игр, читальню и театр, где «здоровая революционная сатира» перемежалась вечерами политпросвет­работы.

Что же касается сильно обветшавшего к тому времени петровского дворца, то его безуспешно пытались приспособить под новые нужды: то под рабочий клуб, то под районную организацию Союза молодежи. В 1922 году здание поступило под охрану общества «Старый Петербург». Как ни странно, но именно с этого момента вокруг него начали происходить события, которые в итоге и привели к печальному финалу.

В 1923 году случился пожар, после него дворец не был восстановлен, периодически менялись его хозяева: «Старый Петербург», Главнаука, Губоткомхоз… У посетителей парка это наследие «мрачного прошлого» и вовсе вызывало раздражение. В 1924 году «Ленинградская правда» писала: «теперь это покосившееся, обгорелое здание, с заколоченными окнами, каким‑то нелепым наростом стоит в гуще зеленой листвы векового парка».

В следующие пару лет дворец пережил еще два пожара, из‑за которых сильно пострадали старинные голландские печи, а снятые «петровские» изразцы исчезли. Обращение к московским чиновникам не помогло: реставрационный совет Главнауки по неизвестным причинам отказался выделить средства на реставрацию. Летом 1926 года газеты сообщали, что остатки строения проданы на дрова за несколько сотен рублей.

Начиная с послевоенного времени предпринимались новые попытки возрождения и самого парка, и его построек. Пожалуй, самый амбициозный проект появился два десятка лет назад, в преддверии трехсотлетия Петербурга. Тогда всю территорию хотели сдать в аренду инвестору на 49 лет — с условием восстановления исторических объектов. Были проведены археологические изыскания, на раскрытом фундаменте дворца уже начали возводить каменный муляж, обшитый деревом, но скоро все работы были остановлены: застройщик обанкротился и планы восстановить дворец были похоронены.

Сегодня здесь можно увидеть следы брошенного недостроя — бетонный цокольный этаж, воспроизводящий контуры дворца. На нем стоит временная конструкция, похожая на заколоченный сарай. Прогуливающиеся горожане нередко путают его с коллектором и недоумевают, зачем было впустую потрачено столько кубометров бетона…


#Дворец #восстановление #Петр I

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 113 (7196) от 24.06.2022 под заголовком «Дворец пустили на дрова».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».