Билет за пуговицу. Как ленинградский транспорт остался без кондукторов

В одном из выпусков популярного сатирического журнала «Крокодил», датированном концом 1950‑х годов, читаю: «…удивленные возгласы вновь вошедших пассажиров: — Без кондуктора? Значит, на полном доверии? Это хорошо! Это очень хорошо. За коротенькую десяти — двадцатиминутную поездку пассажиры успевают обменяться впечатлениями от нововведения на транспорте, в случае необходимости охотно разменивают друг у друга деньги, а то и выручают гривенником. И все время пока едут, шутят и смеются»…

Билет за пуговицу. Как ленинградский транспорт остался без кондукторов | ФОТО Flickr

ФОТО Flickr

Идея сделать транспорт без кондукторов высказывалась еще в 1930‑е годы, но реализовали ее только в конце 1950‑х в Ленинграде и Москве. Первые трамваи без кондукторов, 8‑го маршрута, появились в Ленинграде 1 декаб­ря 1958 года. А спустя два года, в конце сентября 1960-го, в «Ленинградской правде» сообщалось, что такие трамваи курсируют уже на 19 маршрутах. О количестве «бескондукторных» автобусов и троллейбусов газета не сообщала.

…Хорошо помню, как в 1960‑х годах мы, студенты Ленинградского физико-механического техникума, вваливаясь в троллейбус № 13, кидали в кассу какие‑то медяки, а билетов отрывали на сумму вдвое, а то и втрое большую. И были не одиноки. Но если мы кидали в кассу только деньги, то находились те, кто заменял деньги пуговицами и прочими мелкими предметами. Главное, чтобы брошенное в кассу могло издавать при падении звук, хоть отдаленно напоминающий звон монеты. ­После чего бросивший в кассу пуговицу смело отрывал билет.

Стоит напомнить, как была устроена касса. Крышка ее была из оргстекла и с узкой прорезью, поэтому брошенное в кассу было хорошо видно. Но чтобы получить билет, следовало провернуть круглую ручку, которая прокручивала билетную ленту и заодно резиновый транспортер, на который падали брошенные монеты и пуговицы. Поэтому человек, бросивший не монету, как правило, поворачивал ручку так, чтобы брошенное им поскорее ушло в чрево кассы…

Проезд в транспорте в те годы стоил недорого. Причем если до 1961 года стоимость проезда зависела от расстояния, то затем ввели единый тариф: трамвай — три копейки, троллейбус — четыре, автобус — пять. Много позже цены на всех городских видах транспорта уравняли: проезд на каждом стал стоить пять копеек.

В дополнение к отрывным билетам, как многие еще помнят, появились талоны. Их продавали в будках, стоявших на остановках. В вагонах установили компостеры, которыми пассажиры пробивали свои талоны, бывало, и не по одному разу.

Отсутствие кондукторов мне лично не понравилось. С ними было как‑то веселее. Попадались весьма разговорчивые, которые не только объявляли остановки, но и могли сказать несколько слов о расположенных рядом с остановкой достопримечательностях.

Однажды в трамвае 30‑го маршрута я сам, возвращаясь вечером из киноклуба, был свидетелем, как молоденькая вагоновожатая решила помочь пассажирам с пользой провести время в трамвае. Она предлагала им свежие газеты, которые пассажиры почему‑то брали неохотно. Видимо, слишком необычным оказался для них такой сервис. Но находились и те, кто был в восторге от столь необычных предложений и искренне благодарил «глубокоуважаемую вагоноуважатую!»…

Окончательно отказались от кондукторов в начале 1970 года, чтобы спустя два десятка лет опять к ним вернуться. Сегодня в ходе очередной транспортной реформы эта профессия вновь становится невостребованной. Надолго ли?.. 

ГАЗЕТНЫЙ ЗАЛ

«Вчера, 20-го июня, городской голова принимал депутацию от легковых извозчиков, явившихся для представления думе петиции о своих нуждах. Наиболее существенным требованием в петиции извозчики ставят уничтожение существующей таксы, которая одинаково невыгодна как им, так и седокам и только служит предметом вечных препирательств между сторонами. В числе других требований просители настаивают на отмене обязательного для них теперь правила возить пьяных в участки бесплатно по требованию полиции».

«Петербургский листок», 21 июня 1906 г.


«В здании бывшей Фондовой биржи по постановлению правительства открывается Всесоюзный Энергетический институт и всесоюзный музей по энергетике. На площади в 13 тыс. кв. метров будет представлена вся история энергетической базы Советского Союза. Решено установить действующие модели Днепростроя, Волховской гидростанции, Свирстроя, Шатуры и др. Открытие музея намечено приурочить к 15-й годовщине Октябрьской революции».

«Ленинградская правда», 2 апреля 1932 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #кондуктор #общественный транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «Без кондуктора».


Комментарии