Билет за пуговицу. Как ленинградский транспорт остался без кондукторов

В одном из выпусков популярного сатирического журнала «Крокодил», датированном концом 1950‑х годов, читаю: «…удивленные возгласы вновь вошедших пассажиров: — Без кондуктора? Значит, на полном доверии? Это хорошо! Это очень хорошо. За коротенькую десяти — двадцатиминутную поездку пассажиры успевают обменяться впечатлениями от нововведения на транспорте, в случае необходимости охотно разменивают друг у друга деньги, а то и выручают гривенником. И все время пока едут, шутят и смеются»…

Билет за пуговицу. Как ленинградский транспорт остался без кондукторов | ФОТО Flickr

ФОТО Flickr

Идея сделать транспорт без кондукторов высказывалась еще в 1930‑е годы, но реализовали ее только в конце 1950‑х в Ленинграде и Москве. Первые трамваи без кондукторов, 8‑го маршрута, появились в Ленинграде 1 декаб­ря 1958 года. А спустя два года, в конце сентября 1960-го, в «Ленинградской правде» сообщалось, что такие трамваи курсируют уже на 19 маршрутах. О количестве «бескондукторных» автобусов и троллейбусов газета не сообщала.

…Хорошо помню, как в 1960‑х годах мы, студенты Ленинградского физико-механического техникума, вваливаясь в троллейбус № 13, кидали в кассу какие‑то медяки, а билетов отрывали на сумму вдвое, а то и втрое большую. И были не одиноки. Но если мы кидали в кассу только деньги, то находились те, кто заменял деньги пуговицами и прочими мелкими предметами. Главное, чтобы брошенное в кассу могло издавать при падении звук, хоть отдаленно напоминающий звон монеты. ­После чего бросивший в кассу пуговицу смело отрывал билет.

Стоит напомнить, как была устроена касса. Крышка ее была из оргстекла и с узкой прорезью, поэтому брошенное в кассу было хорошо видно. Но чтобы получить билет, следовало провернуть круглую ручку, которая прокручивала билетную ленту и заодно резиновый транспортер, на который падали брошенные монеты и пуговицы. Поэтому человек, бросивший не монету, как правило, поворачивал ручку так, чтобы брошенное им поскорее ушло в чрево кассы…

Проезд в транспорте в те годы стоил недорого. Причем если до 1961 года стоимость проезда зависела от расстояния, то затем ввели единый тариф: трамвай — три копейки, троллейбус — четыре, автобус — пять. Много позже цены на всех городских видах транспорта уравняли: проезд на каждом стал стоить пять копеек.

В дополнение к отрывным билетам, как многие еще помнят, появились талоны. Их продавали в будках, стоявших на остановках. В вагонах установили компостеры, которыми пассажиры пробивали свои талоны, бывало, и не по одному разу.

Отсутствие кондукторов мне лично не понравилось. С ними было как‑то веселее. Попадались весьма разговорчивые, которые не только объявляли остановки, но и могли сказать несколько слов о расположенных рядом с остановкой достопримечательностях.

Однажды в трамвае 30‑го маршрута я сам, возвращаясь вечером из киноклуба, был свидетелем, как молоденькая вагоновожатая решила помочь пассажирам с пользой провести время в трамвае. Она предлагала им свежие газеты, которые пассажиры почему‑то брали неохотно. Видимо, слишком необычным оказался для них такой сервис. Но находились и те, кто был в восторге от столь необычных предложений и искренне благодарил «глубокоуважаемую вагоноуважатую!»…

Окончательно отказались от кондукторов в начале 1970 года, чтобы спустя два десятка лет опять к ним вернуться. Сегодня в ходе очередной транспортной реформы эта профессия вновь становится невостребованной. Надолго ли?.. 

ГАЗЕТНЫЙ ЗАЛ

«Вчера, 20-го июня, городской голова принимал депутацию от легковых извозчиков, явившихся для представления думе петиции о своих нуждах. Наиболее существенным требованием в петиции извозчики ставят уничтожение существующей таксы, которая одинаково невыгодна как им, так и седокам и только служит предметом вечных препирательств между сторонами. В числе других требований просители настаивают на отмене обязательного для них теперь правила возить пьяных в участки бесплатно по требованию полиции».

«Петербургский листок», 21 июня 1906 г.


«В здании бывшей Фондовой биржи по постановлению правительства открывается Всесоюзный Энергетический институт и всесоюзный музей по энергетике. На площади в 13 тыс. кв. метров будет представлена вся история энергетической базы Советского Союза. Решено установить действующие модели Днепростроя, Волховской гидростанции, Свирстроя, Шатуры и др. Открытие музея намечено приурочить к 15-й годовщине Октябрьской революции».

«Ленинградская правда», 2 апреля 1932 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #кондуктор #общественный транспорт

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (7191) от 17.06.2022 под заголовком «Без кондуктора».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».